ГИА СИУ

 

2. Цели и задачи обучения информатике в школе.

 

Задачей МПИ являются ответы на 3 вопроса:

          зачем?   что?      как?

В настоящее время существует необходимость информатизации общества. Главным инструментом при этом является компьютер.

 

 

 

Выделяют 3 основные общие цели (образовательную, практическую и воспитательную)

 

1. Образовательные – дать начальные знания основ информатики и умения, необходимые как в самой информатике, так и в других дисциплинах. Изучение информатики  имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное  влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников  теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений

 

2. Практические цели. Школьная информатика должна дать знания о профессиях, связанных с ЭВМ и об использовании ЭВМ в повседневной жизни.

 

3. Воспитательные включают в себя формирование культуры умственного труда, умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реально процессом выполнения. Все это требует волевых и умственных усилий.

 

(ИНФО 2000, № 2) Выдающиеся деятели в области информатизации в нашей стране выделят следующие цели:

 

1 Формирование основ научного мировоззрения.

В данном случае речь идет о формирование представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

2. Формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией.

Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценит информационную безопасность.

3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.

В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя,  в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые страны (США, Великобритания) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

 

4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

Необходимость такой подготовки  вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированности образовательных процессов, усиления роли средств обучения

 

 

3 Часто при разговоре о целях  информатики  используют такие слова, как  алгоритмическая культура, компьютерная грамотность, информационная культура, информационная компетентность.

 

Понятие алгоритмической культуры, компьютерной грамотности, информационной культуры, информационной компетентности.

 

АК> КГ> ИК >И_КОМПЕТЕНТНОСТЬ

 

 

Овладеть АК для школьника, это значит:

 

1. Понимать, что значит алгоритмический тип деятельности, уметь объяснять его достоинства и недостатки

2. Научиться нечто сложное представлять в виде совокупности простого. Создавать простейшие алгоритмы в различных предметных областях.

3. Иметь  понятие алгоритма, знать его свойства (результативность, дискретность, однозначность, конечность, массовость)

4. Знать основные типы алгоритмов, имея понятия об уровнях формализации и принципах:

• Дискретности (последовательности действий в алгоритмах)

• Блочности (поэтапной детализации)

• Разветвления (принятия решения в зависимости от условия, при этом)

a) Должны быть предусмотрены все возможные варианты исходных данных, для каждого из которых алгоритм должен быть результативным

b) для конкретных исходных данных исполнение алгоритма проходит только по одному из возможных путей

• Цикличности (многократное исполнение одного участка алгоритма и применяющихся значений участвующих величин)

5. Необходимо уметь выполнять алгоритм, т.е. воспринимать и исполнять разрабатываемые фрагменты алгоритма, отвлеченно о планируемых результатов (т.е. так, как они написаны, а не так, как хотелось бы автору)

6. Овладеть алгоритмическим языком

 

Овладеть компьютерной грамотностью для учащихся, это значит:

I. Понять, как готовятся задачи к их решению на ЭВМ

II. Разобраться, в основных идеях моделирования, в т.ч. и доступного математического моделирования

III. Овладеть одним или несколькими языками программирования

IV. Научиться программировать

V. Научиться работать на ПЭВМ

VI. Иметь представление  об устройстве и принципах действия ЭВМ

VII. Иметь представление об областях применения ЭВМ, ее возможностях

 

На отбор содержания курса школьной информатики оказывают влияние 2 группы основных факторов, находящихся в известном противоречии

 

1. Научность и практичность.

Содержание школьной информатики должно идти от науки – информатики, т.е. не противоречить современному состоянию науки. Изучение предмета должно давать уровень знаний, обеспечивающих подготовку к практической деятельности.

 

2. Доступность и общеобразовательность.

Включаемый материал должен быть понятен основной массе учащихся. Также предмет должен отражать наиболее общекультурные, общеизвестные сведения.

 

Таким образом, содержание школьной информатики,  с одной стороны, должно быть современным, отвечать требованиям жизни, а с другой, быть элементарным и понятным учащимся.

Содержательные линии курса информатики на сегодняшний день определяются, с одной стороны, имеющимися на сегодняшний день традициями, с другой – современными целями обучения информатике и структурой образовательной области.

 

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

• Вопросы, связанные с пониманием информационных процессов, информационными основами процессов управления в системах различной природы (Линия «Информационных процессов»);

• Способы представления информации (линия «представления информации»);

• Методы и средства формализованного описания действий исполнителя, алгоритмы, основы программирования («алгоритмическая линия)»

• Вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,  возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи, архитектурой компьютера, функциями его основных устройств (Линия компьютера)

• Вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведения компьютерного эксперимента («линия формализации и моделирования»»);

• Этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера («линия Информационных технологий»)

• Вопросы,  охватывающие представления о  передаче информации, канале  передачи информации, телекоммуникациях, возможностях и услугах компьютерных сетей (линия «телекоммуникаций»)

 

В связи с  расширением предмета научной информатики, усилением мировоззренческих функций школьной информатики, возможно перераспределение «доли» линий в курсе школьной информатики.

 

В ближайшее время, по мнению ряда ученых, в содержании обучения информатике произойдут следующие изменения:

• Темы «Информация и информационные процессы», «Формализация и моделирование» станут основными, системообразующими темами курса информатики;

• Значительное развитие получит тема, связанная с кибернетикой и управлением;

• Вопросы, связанные с компьютером и информационными технологиями, будут подаваться в более обобщенном виде и более тесной связи с другими темами курса. Более подробно будут раскрыты телекоммуникационные технологии;

• Более детально будут прописаны социальные и методологические аспекты информатики

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz