ГИА СИУ

 

1. Моделирование и формализация.

 

Основные определения:

 

Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта, который отражает существенные особенности (свойства) изучаемого реального объекта, явления или процесса

 

Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Т.е. исследование объектов путем построения и изучения моделей

 

Формализация – процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков

 

Объект – некоторая часть окружающего мира, рассматриваемого человеком как единое целое. Каждый объект имеет имя и обладает параметрами

 

Параметр – признак или величина, характеризующая какое-либо свойство объекта и принимаемая различные значения

 

Среда – условие существование объекта

 

Операция – действие, изменяющее свойство объекта

 

Система – совокупность взаимосвязанных объектов, воспринимаемая как единое целое

 

Структура – состав системы, свойства её элементов, их отношения и связи между собой

 

Этапы моделирования:

1. Постановка задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи

 

2. Разработка модели: информационная модель, компьютерная модель

 

3. Компьютерный эксперимент – план эксперимента, проведение исследования

 

4. Анализ результатов моделирования

 

 

Моделирование как метод познания

 

       В своей деятельности – научной, практической, художественной – человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта (процесса или явления), с которым ему приходится иметь дело.

        К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект либо очень велик (модель Солнечной системы), либо очень мал (модель атома), когда процесс протекает очень быстро (модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологические модели), исследование объекта может привести к его разрушению (модель самолета) или создание объекта очень дорого (архитектурный макет города) и т.д.

 

Моделирование - метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

        В процессе обучения вы также постоянно используете модели. При изучении физики используются электрические схемы - модели электрических цепей, при изучении географии - карты, модели земной поверхности, в химии мы используем уравнения химических реакций - модели их протекания и т.д.

 

       Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные из них. Так, модель самолета должна иметь геометрическое подобие оригиналу, модель атома — правильно отражать физические взаимодействия, архитектурный макет города — ландшафт и т. д.

 

 Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

        В разных науках объекты и процессы исследуются под разными углами зрения и строятся различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и движения объектов, в химии — их внутреннее строение, в биологии — поведение живых организмов и   т. д.

        Возьмем в качестве примера человека; в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В механике его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и т. д.

         С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) часто рассматриваются как материальные точки.

 Один и тот же объект иногда имеет множество моделей , а разные объекты описываются одной моделью.

       Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели знаковые (информационные). Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме. В процессе обучения широко используются такие модели: глобус (география), муляжи (биология), модели кристаллических решеток (химия) и др.

         Модели информационные представляют объекты и процессы в форме рисунков, схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т. д. В школе часто применяются такие модели: рисунок цветка (ботаника), карта (география), формула (физика), блок-схема алгоритма (информатика), периодическая система элементов Д. И. Менделеева (химия), уравнение (математика) и т. д.

         Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересует определенное свойство изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования.

 Человек в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира.

 

1. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: Физика: модели двигателей; География: глобус – модель земли(реальный размер очень большой) ; Химия – модели кристаллическая решетка, молекул (реальные размеры очень маленькие); Биология – по муляжу человека изучаем внутреннее строение

 

2. при  Проектировании механизмов и устройств, зданий, электрических цепей используют модели – чертежи и макеты. Математика – изучение объемных фигур

 

3. Теоретические модели (для развития науки) – теории законов, гипотез и тд. Иногда создание таких моделей коренным образом меняет представления человека об окружаюжем мире: Коперник- гелиоцентрическая система мира, модель атома Резерфорда-Бора, геном человека)

 

4. Художественное творчество - перенос реальной действительности на полотно, скульптура, театр, басня – отношения между животными – отношения между людьми

 

Один и тот же объект может иметь множество моделей:

 

 объект "ЧЕЛОВЕК" его модели:1) химия - БИОХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ

 

2) анатомия - СКЕЛЕТ, СТРОЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

 

3) физика - МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА

 

 Разные объекты могут описываться одной моделью :

 

модель " КАРТА"   её объкты :  1) ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ - на карте полезных ископаемых

 

2) КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ - на карте климатических зон

 

3) ГОСУДАРСТВА, СТРАНЫ - на политической карте

 

4) ЗВЕЗДЫ - на звездной карте

 

5) ТУЗЫ, ДАМЫ, ВОЛЬТЫ и пр. - игральные карты

                              

Признаки классификаций моделей: 1) по области использования;

 

   2) по фактору времени;

 

   3) по отрасли знаний;

 

   4) по форме представления

 

 1) Классификация моделей по области использования:

 

Учебные модели – используются при обучении;

 

Опытные – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик

 

Научно - технические -  создаются для исследования процессов и явлений

 

Игровые – репетиция поведения объекта в различных условиях

 

Имитационные – отражение реальности в той или иной степени (это метод проб и ошибок)

2) Классификация моделей по фактору времени:

 

Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Примеры моделей: классификация животных…., строение молекул, список посаженных деревьев, отчет об обследовании состояния зубов в школе и тд.

 

Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесс химических реакций.

 

 3) Классификация моделей по отрасли знаний - это классификация по отрасли деятельности человека: Математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и тд

 

 4) Классификация моделей по форме представления :

 

Материальные – это предметные (физические) модели. Они всегда имеют реальное воплощение. Отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов, суть процессов и явлений объекта-оригинала. Это экспериментальный метод познания окружающей среды. Примеры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной системы, школьные пособия, физические и химические опыты

 

Абстрактные (нематериальные) – не имеют реального воплощения. Их основу составляет информация. это теоретический метод познания окружающей среды. По признаку реализации они бывают:  мысленные и вербальные; информационные

Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Это модель сопутствует сознательной деятельности человека.

 

Вербальные – мысленные модели выраженные в разговорной форме. Используется для передачи мыслей

 

Информационные модели – целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойств этого объекта.

 

Типы информационных моделей :

 

Табличные – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)

 

Иерархические – объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня

 

Сетевые – применяют для отражения систем, в которых связи между элементами имеют сложную структуру

 

По степени формализации информационные модели бывают образно-знаковые и знаковые. Напримеры:

 

Образно-знаковые модели :

 

Геометрические (рисунок, пиктограмма, чертеж, карта, план, объемное изображение)

 

Структурные (таблица, граф, схема, диаграмма)

 

Словесные (описание естественными языками)

 

Алгоритмические (нумерованный список, пошаговое перечисление, блок-схема)

 

Знаковые модели:

 

Математические – представлены матем.формулами, отображающими связь параметров

 

Специальные – представлены на спец. языках (ноты, хим.формулы)

 

Алгоритмические – программы

 

Признаки классификаций моделей: Классификация моделей по области использования

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz