√»ј —»”

 

1. »нформатика как наука и учебный предмет в школе. ћетодическа¤ система обучени¤ информатике в школе.

 

»нформат»ка Ц молода¤ научна¤ д»сц»пл»на, »зучающа¤ вопросы, св¤занные с по»ском, сбором, хранен»ем, преобразован»ем » »спользован»ем »нформац»» в разл»чных сферах де¤тельност».

 

1.1. »стор»ческа¤ справка.

 

после второй м»ровой войны разв»ваетс¤ к»бернет»ка, как наука об управлен»» » св¤з» в разл»чных с»стемах.

COmputer sCIenCe (наука о проведен»» выч»слен»й)

InFOrmatIque (фр. терм»н)

 

в русском ¤зыке в 60-е годы терм»н Ђ»нформат»каї св¤зан с узкопредметной областью научно-техн»ческой документал»ст»к». в 1976 году  акад. ершов ввод»т терм»н Ђ»нформат»каї как назван»е фундаментальной естественной наук», »зучающей процессы передач» » обработк» »нформац»».

 

1.2. объект » предмет наук» »нформат»к».

 

объект наук» Ц область действ»тельност», на которую направлена де¤тельность »сследовател¤.

 

предмет наук» Ц звено между субъектом » объектом »сследован»¤.

 

»нформат»ка »меет ш»рочайшее пр»ложен»е, охватывающее все в»ды человеческой де¤тельност». (подробнее Ц энц»клопе令). »нформат»ка »зучает то общее, что св¤зано с »нформац»онным» процессам» в эт»х област¤х. это так называемые технолог»». он» » есть объект »нформат»к».

предмет »нформат»к» определ¤етс¤ многообраз»ем ее пр»ложен»й. образуютс¤ разл»чные Ђпредметныеї »нформат»к»

 

 

большое в뻤н»е »нформат»к» »спытывает с»стема народного образован»¤, эта ветвь называетс¤ Ђшкольна¤ »нформат»каї

 

2.1 Ђ»сто𻤿 школьной »нформат»к»

 

в разв»т»» отечественного школьного курса »нформат»к» можно выдел»ть следующ»е основные этапы:

Х с начала 60-х годов до 1985 года;

Х с 1985 года до начала 90-х годов;

Х с 90-х годов по насто¤щее врем¤.

на первом этапе в рамках про»зводственного обучен»¤ в школе » факультат»вных курсов возн»кло два направлен»¤ »зучен»¤ к»бернет»к» » »нформат»к» в средней школе:

а) общеобразовательное, св¤занное с »зучен»ем »нформац»онных процессов, пр»нц»пов строен»¤ » функц»он»рован»¤ самоуправл¤емых с»стем разл»чной пр»роды, автомат»ческой обработкой »нформац»». теорет»ческ»й анал»з этой проблемы, проведенный в.с. ледневым, показал необход»мость включен»¤ основ к»бернет»к» в учебный план средней школы в качестве базового (об¤зательного) компонента общего образован»¤ человека. практ»ческой реал»зац»ей этого подхода ¤в»лс¤ курс "основы к»бернет»к»" (в.с.леднев, а.а.кузнецов), рекомендованный в 1975 году м»нпросом ссср сначала в качестве факультат»вного.

б) пр»кладное, осуществл¤вшеес¤ в рамках д»фференцац»» обучен»¤ в старш»х классах школы с про»зводственным обучен»ем, основанное на »зучен»» программ»рован»¤ » устройства эвм. это направлен»е включало в себ¤ разнообразные курсы, разработанные с.».шварцбурдом, ».н.ант»повым, в.м.монаховым » др.

так»м образом, уже на первом этапе слож»лось » общее д»дакт»ческое решен»е проблемы »зучен»¤ к»бернет»к» » »нформат»к»:

Х общеобразовательный курс к»бернет»к» (»нформат»к»);

Х пр»кладные курсы углубленного »зучен»¤ программ»рован»¤ » эвм на зан¤т»¤х по выбору учащ»хс¤.

»де¤ общеобразовательного курса получ»ла пр»знан»е » поддержку в л»це ведущ»х спец»ал»стов того времен» (академ»ков а.».берга, в.м.глушкова » др.). более того, советск»й опыт того времен» »н»ц»»ровал по¤влен»е аналог»чных курсов в школах р¤да стран, напр»мер, сша, болгар»» » др.

на втором этапе, в 1985 г. д»рект»вно был введен об¤зательный общеобразовательный курс "основы »нформат»к» » выч»сл»тельной техн»к»". одн»м »з его »деологов был академ»к а.п.ершов, который в»дел цель этого курса, прежде всего, как обеспечен»е компьютерной грамотност» школьн»ков. пр» этом сам терм»н "компьютерна¤ грамотность" оставалс¤ расплывчатым, что пород»ло его множество толкован»й. на этом этапе про»зошла постепенна¤ подмена общеобразовательного содержан»¤ курса »нформат»к» его пр»кладным аспектом.

такой поворот, как показал последующ»й опыт, не только не оправдал себ¤, но » завел в туп»к саму »дею школьного курса »нформат»к», поскольку он выполн¤л только одну »з всех общеобразовательных функц»й учебного предмета.

ведуща¤ роль в содержан»» курса »нформат»к» отвод»лась программ»рован»ю.

на этом этапе в пер»од с 1988 по 1993 гг. слож»лось представлен»е о содержан»» »нформат»к». был» выдв»нуты тр» концепц»», кажда¤ »з которых была обоснована » реал»зована в учебн»ке по »нформат»ке (учебн»к» кайм»на в.а, гейна а.г. » кушн»ренко а.г.).это од»н »з первых пр»меров в »стор»» отечественного образован»¤, когда »мелось несколько учебн»ков по одному предмету. эта практ»ка стала общепр»н¤той сегодн¤ во всех предметах.

в метод»ческом плане основным дост»жен»ем было доведен»е до совершенства метод»к» преподаван»¤ алгор»тм»зац»»

распространен»е программного обеспечен»¤ » программной поддержк» курса.

больша¤ проблема уч»тельского корпуса, которого сначала не было, как такового, а в дальнейшем уч»тел¤ в с»лу неподготовленност» самосто¤тельно разрабатывал» курсы. но нарушал» пр» этом Ђавторск»еї концепц»»ї. в »тоге все выл»валось в Ђбейс»к-уклонї.

»менно на этом этапе (1987-1990 гг.) по¤в»л»сь первые экспер»ментальные программы по »нформат»ке дл¤ младш»х школьн»ков (бешенков с.а., дуванов а.а., зайдельман ¤.н., перв»н ю.а.). в н»х дом»н»рующей парад»гмой ¤вл¤лось знакомство детей с компьютерной техн»кой, пр»нц»пам», методам» » средствам» программ»рован»¤, пон¤т»¤м» Уалгор»тмФ, У»сполн»тельФ, Ут»пы данныхФ » др.

в 1988-89 гг. в рамках работы всесоюзного центра по компьютер»зац»» образован»¤ была выделена трехступенчата¤ модель »спользован»¤ компьютера в школе, согласно которой Ув младшей школе должно удел¤тьс¤ вн»ман»е разв»т»ю компьютерной грамотност» учащ»хс¤.Ф эта была перва¤ модель непрерывного курса »нформат»к» в школе.

трет»й этап характер»зуетс¤ »нтенс»вным осмыслен»ем накопленного опыта вместе с тенденц»ей вернутьс¤ к общеобразовательным пр»нц»пам, сформул»рованным в 60-годы.

¤вный уклон курса »нформат»к» в сторону »зучен»¤ пр»кладных вопросов пород»л тенденц»ю его »нтегр»рован»¤ с математ»кой »л» включен»¤ в образовательную область "техноло㻤". обознач»лась основна¤ проблема школьного курса »нформат»к»: переосмыслен»е его целей » содержан»¤, чтобы вернуть ему полноценное общеобразовательное значен»е.

в 1994 году вышла замечательна¤ кн»га Ђэнц»клопе令 по »нформат»ке дл¤ нач»нающ»хї под ред. академ»ка д.а. поспелова. эта кн»га раскрыла дл¤ мног»х панораму научного содержан»¤ предмета. мног»е уч»тел¤ был» потр¤сены, вы¤сн»в дл¤ себ¤, что »нформат»ка Ц это не только преподаван»е бейс»ка. по¤вл¤етс¤ ьольшое ч»сло пособ»й по »нформат»ке.

на третьем этапе

а) четко прослеж»ваетс¤ »де¤ Ђбазового курсаї

б) по¤влен»е об¤зательного м»н»мума содержан»¤ »нформат»к»

в) учебный план 98 года снова вернул »нформат»ку в 10-11 классы, но объ¤вл¤л самосто¤тельной областью

г) Ђрег»онал»зац»¤ї преподаван»¤ »нформат»к»

д) концепц»¤  12-летней школы » стандарта по »нформат»ке

 

к основным проблемам » характер»ст»кам этого времен можно отнест»

Х проработку преподаван»¤ »нформат»к» в начальной школе » метод»к» преподаван»¤ »нформац»онных технолог»й.

Х проблему учебн»ков Ц каждый учебн»к п»шетс¤ в соответств»» с научным» »нтересам» авторов

Х по¤влен»е электронных учебн»ков

Х по¤влен»е УmICrOsOFtФ-уклона

 

многоч»сленные »сследован»¤, в частност», в лаборатор»» метод»к» обучен»¤ »нформат»ке »нст»тута общего среднего образован»¤ рао, позвол»л» сформул»ровать основные положен»¤ концепц»» решен»¤ сформул»рованной проблемы.

1 более полно представ»ть в учебном предмете весь комплекс вопросов, св¤занных с »нформац»оным» процессам» » »нформац»онной де¤тельностью человека.

Х определенным тормозом к такому пон»ман»ю служ»т сам терм»н "»нформат»ка" = "»нформац»¤" + "автомат»ка" (т.е. д»сц»пл»на об автомат»ческой обработке »нформац»»). между тем, как отмечено, в частност», в нац»ональном докладе рф на II международном конгрессе юнеско "образован»е » »нформат»ка" предметна¤ область »нформат»к» много ш»ре того, что несет в себе ее назван»е.

в практ»ческом плане это означает, что в содержан»е обучен»¤ необход»мо включ»ть основы всего комплекса областей научного знан»¤, св¤занных с »зучен»ем »нформац»ей, »нформац»онных процессов вообще, а не только с ее автомат»ческой обработкой.

к так»м област¤м, в частност», относ¤тс¤: документал»ст»ка, к»бернет»ка, тео𻤠»нформац»», соц»альна¤ »нформат»ка » т.д.

Х пересмотр того, что несет в себе собственно "»нформат»ка" в ее методолог»ческом, общекультурном смысле. здесь особо следует подчеркнуть ее "ант»энтроп»йную" направленность, на что в свое врем¤ указывал в.с.леднев.

современное »нформац»онное общество характер»зуетс¤, в частност», посто¤нным пр»током нес»стемат»з»рованной »нформац»». это ведет к росту "»нформац»онного хаоса", который существенным образом размывает гран»цы научного знан»¤. это подчерк»валось р¤дом фундаментальных »сследован»й: а.а.харкев»ча, п.сорок»на, лауреата нобелевской прем»» ». пр»гож»на » др.

этой тенденц»» должно быть прот»вопоставлено целенаправленное »зучен»е с»стемной методолог»», котора¤ еще со времен ».г. ф»хте пр»знана основой любого научного знан»¤.

в этом заключаетс¤ од»н »з стратег»ческ»х моментов всего обучен»¤ »нформат»ке в общеобразовательной школе, поскольку только на основе четкого пон»ман»¤ » структур»рован»¤ окружающей человека »нформац»» можно ож»дать от него осмысленных » соц»ально-знач»мых действ»й.

Х переосмыслен»е общеобразовательной знач»мост» сут» »нформац»онных технолог»й. бесполезно гнатьс¤ за последн»м» новведен»¤м» компьютерного рынка. необход»мо перейт» с уровн¤ предметных спец»ал»зац»й на уровень общеучебных » обще»нетеллектуальных умен»й. это знач»т, что надо форм»ровать навык» формал»зац»», модел»рован»¤, структур»рован»¤ » пр.

2. дл¤ более глубокого осмыслен»¤ сущност» »нформат»к» как учебной д»сц»пл»ны, посв¤щенной »зучен»ю »нформац»онных процессов, необход»мо рассмотреть ее как элемент с»стемы школьных общеобразовательных д»сц»пл»н в целом.

к насто¤щему времен» уже слож»лась концепц»¤ структуры содержан»¤ общего среднего образован»¤.

согласно этой концепц»», в частност», выдел¤ютс¤ две группы общеобразовательных учебных д»сц»пл»н, которые »зучают два основных аспекта орган»зац»» окружающего м»ра:

Х вещественно-энергет»ческ»й;

Х к»бернет»ко-»нформац»онный;

кажда¤ »з эт»х групп предметов ¤вл¤етс¤ с»стемой со сво»м с»стемообразующ»м элементом. в случае вещественно-энергет»ческого аспекта так»м с»стемообразующ»м предметом ¤вл¤етс¤ "ф»з»ка", в случае к»бернет»ко - »нформац»онного аспекта - "»нформат»ка".

эт» предметы в отдельност» » соответствующ»е »м с»стемы учебных д»сц»пл»н в целом форм»руют две вза»мосв¤занные, но во много существенно разл»чные карт»ны м»ра. характерной особенностью к»бернет»ко-»нформац»онной карт»ны м»ра ¤вл¤етс¤ представлен»е о ед»нство »нформац»онных процессов в с»стемах разл»чной пр»роды (к»бернет»ческа¤ составл¤юща¤), что выдел¤ет б»олог»ческ»е, соц»альные » техн»ческ»е с»стемы в особую группу так называемых самоуправл¤емых с»стем.

к»бернет»ко-»нформац»онна¤ карт»на м»ра форм»руетс¤ практ»ческ» всем» школьным» предметам», однако, только курс »нформат»к» способен подытож»ть » обобщ»ть полученные учащ»мс¤ знан»¤, т.е. выступ»ть в качестве с»стемообразующего фактора.

3. поскольку "»нформат»ка", так же как » "ф»з»ка" ¤вл¤ютс¤ с»стемообразующ»м» элементам» в с»стеме предметов, форм»рующ»х к»бернет»ко-»нформац»онную » вещественно-энергет»ческую карт»ны м»ра соответственно, то »х »зъ¤т»е путем растворен»¤ содержан»¤ в друг»х предметах с»стемах (под лозунгом »нтеграц»»), в действ»тельност» пр»ведут к разрушен»ю самой с»стемы. в отношен»» "ф»з»к»" это хорошо »звестный факт (замена курса "ф»з»к»" курсом "естествознан»е"). аналог»чна¤ с»туац»¤ может про»зойт» » с курсом "»нформат»к»".

 

 

2.2. оп»сан»е предмета школьной »нформат»к».

 

  школьна¤ »нформат»ка Ц эта ветвь »нформат»к», зан»мающа¤с¤ »сследован»ем » разработкой программного, техн»ческого, учебно-метод»ческого » орган»зац»онного обеспечен»¤, пр»менен»¤ эвм в школьном процессе.

Х программное обеспечен»е (по) поддерж»вает »нформац»онную, обучающую » управл¤ющ»е с»стемы школы, включа¤  программ»стск»е средства дл¤ проект»рован»¤ » сопровожден»¤  так»х с»стем, поддерж»вает средства общен»¤ с  н»м», ор»ент»рованы на школьн»ков, уч»телей, работн»ков народного образован»¤.

Х техн»ческое (то) обосновывает выбор техн. средств дл¤ сопровожден»¤ учебно-восп»тательного процесса, определ¤ет параметры оборудован»¤ т»повых школьных квт.

Х учебно-метод»ческое обеспечен»е состо»т в разработке учебных программ, метод»ческ»х пособ»й, учебн»ков по »нформат»ке » друг»м предметам.

Х орган»зац»онное обеспечен»е включает меропр»¤т»¤ по обеспечен»ю » последующему сопровожден»ю техн»ческой базы, орган»зац»ю разработк», т»раж»рован»¤  » доставк» ппс » подготовку педагог»ческ»х кадров.

Х пс»холого-педагог»ческое обеспечен»е решает проблемы того, как  в новых усло⻤х сделать учебный процесс эффект»вным.

 

следует помн»ть о каждом »з двух главных направлен»й компьютер»зац»» обучен»¤: когда компьютер выступает как объект »зучен»¤ » как средство обучен»¤.

 

2.3. особенност» школьной »нформат»к».

 

1. содержан»е школьной »нформат»к» баз»руетс¤ на 3 фундаментальных  пон¤т»¤х современной наук» Ц »нформац»¤, алгор»тм, компьютер. с одной стороны, это св¤зь с наукой »нформат»кой, с другой Ц уровень теорет»ческой подготовк».

2. межпредметность, знан»¤, умен»¤ » навык», полученные пр» »зучен»» »нформат»к», подкрепл¤ютс¤ пр»мерам» »з друг»х школьных д»сц»пл»н.

3. расш»рен»е пон¤т»» вел»ч»ны: в курсе в ¤вном в»де ввод¤тс¤ вел»ч»ны разл»чных т»пов (ч»словые, л»терные, граф»ческ»е, масс»вы). в последнем случае вел»ч»на ¤вл¤етс¤ нос»телем целой совокупност» значен»й, что требует нового уровн¤ абстракц»».

4. стало возможным форм»рован»¤ у учащегос¤ представлен»й об этапах полного решен»¤ практ»ческой задач», от ее постановк» до анал»за полученных результатов.

 

введен»е отдельного общеобразовательного предмета Ђ»нформат»каї пр»вело к  образован»ю област» педагог»ческой наук», объектом которой ¤вл¤етс¤ обучен»¤ »нформат»ке.

 

3.1. основные задач» мп»:

 

? определ¤ть  конкретные цел» »зучен»¤ »нформат»к» » вт

? определ¤ть содержан»е школьной »нформат»к»

? разработать » предлож»ть уч»телю-практ»ку на»более рац»ональные методы » орган»зац. формы обучен»¤

? рассмотреть всю совокупность средств обучен»¤ (уч. посоỤ, программные средстваЕ) » разработать рекомендац»» по »х пр»менен»ю в практ»ке работы уч»тел¤.

 

3.2. требован»¤ к уч»телю »нформат»к».

 

уч»тель должен:

? пон»мать значен»е школьной »нформат»к» в общем образован»»

? уметь объ¤сн»ть пр»нц»пы отбора содержан»¤ школьной »нформат»к»

? в»деть вза»мосв¤зь этого курса с друг»м» д»сц»пл»нам»

? осознавать определ¤ющую роль предмета в решен»» проблем компьютер»зац»» образован»¤

? знать функц»ональное назначен»е » пр»нц»пы орган»зац»» школьного каб»нета »нформат»к»

? »зуч»ть школьные учебн»к», пр»кладное программное обеспечен»е

? овладеть методам» работы в усло⻤х школьного компьютерного класса.

—айт создан по технологии Ђ онструктор e-Publishї
Hosted by uCoz