ГИА СИУ

 

Методика преподавания информатики.

 

1.      Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе.

Предмет и понятие информатики как науки. Основные разделы информатики: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика. Этапы становления и развития предмета «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» в общеобразовательной школе. Особенности преподавания информатики как учебного предмета в средней школе. Формирование современных стандартов преподавания. Проблемы преподавания.

2.      Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе.

Формулировка современных целей обучения предмету. Общие и конкретные цели школьного курса информатики. Задачи обучения, вытекающие из целей. Роль информатики в формировании мировоззрения и научной картины мира. Современное состояние преподавания информатики в средней общеобразовательной школе. Концепция непрерывного курса информатики. Этапы обучения: пропедевтический, базовый и дифференцированный курсы. Место каждого из них в школьном курсе информатики, основные цели и задачи.

3.      Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе.

Современное состояние науки информатики и её отражение в содержании образования школьного курса. Определяющая роль государственного образовательного стандарта в формировании единого образовательного пространства. Обязательный минимум содержания образования по информатике.

4.      Пропедевтика основ информатики в начальной школе.

Место пропедевтического курса в школьном курсе информатики. Цели обучения информатике в начальной школе. Содержание пропедевтического курса. Формы и методы пропедевтики основных понятий информатики. Особенности преподавания информатики младшим школьникам. Авторские курсы (А.Горячев, А. Семенов).

5.      Пропедевтика основ информатики. 5-7 классы.

Цели обучения информатике на данном этапе. Содержание курса. Формы и методы пропедевтики основных понятий информатики. Особенности преподавания информатики школьникам данного возраста. Программно-методическая поддержка курса. (Роботландия, Алгоритмика, Лого).

 

6.      Базовый курс школьной информатики.

Место базового курса в школьном курсе информатики. Цели, задачи и содержание базового курса. Требования к уровню знаний учащихся.

7.      Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы.

Место дифференцированного курса в школьном курсе информатики. Цели обучения информатике в старших классах. Базовые, профильные, элективные курсы. Направления дифференциации профильных курсов.


8. Анализ   учебных   пособий   по   курсу   информатики.   Школьные учебники информатики: концептуальные особенности и отличия.

Сравнительный анализ школьных учебников информатики. Учебник «ОИВТ» (А.П. Ершов) как первый массовый школьный учебник, концепции заложенные в разработку учебника. Учебники авторских коллективов 80-90-х годов (А.Г. Кушниренко, А. Г. Гейн, В. А. Каймин) их особенности. Современные школьные учебники и учебные пособия, их многообразие и особенности (Н. В. Макарова, Н.Д.Угринович, И.Г.Семакин, С.А.Бешенков и др.).

9.      Планирование учебного процесса по курсу информатики.    Формы обучения информатике. Урок как основная форма обучения информатике.

Назначение планирования. Виды планов. Тематический план: содержание и примерная форма. Поурочные планы: содержание и примерная форма. Поурочно-тематическое планирование.

Урок - основная форма учебной работы. Общедидактические характеристики урока. Особенности уроков на базе класса персональных компьютеров. Формы организации учебного процесса. Урок, лабораторное занятие, практикум, экскурсия, факультатив, кружок. Особенности каждой формы. Анализ урока.

10.  Организация проверки и оценки результатов обучения.

Дидактические функции контроля знаний. Методы диагностики: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), контрольные и самостоятельные работы, зачет, проверка домашних работ, тестирование, компьютерный диктант. Особенности организации проверки и оценки результатов обучения с использованием компьютерной техники.

11.  Кабинет информатики общеобразовательной школы. Оборудование кабинета и требования к нему.

Функциональное назначение кабинета вычислительной техники средней школы. Оборудование кабинета. Обязанности учителя по заведованию кабинетом. Виды занятий, проводимых в кабинете и их организация. Требования к помещению, к оборудованию, к размещению оборудования.

12.  Методика изучения понятия информации и информационных процессов.

Информация как фундаментальное понятие в науке. Роль понятия в формировании научной картины мира. Информационные процессы в управлении. Информационная деятельность человека. Методика построения уроков по изучению темы информация и информационные процессы.

13.  Методика изучения темы «Представление информации».

Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Количество и единицы измерения информации. Представление числовой, символьной и графической информации. Методика построения уроков по изучению представления информации в ЭВМ.

14.  Методика изучения темы «Компьютер».

Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Программное управление работой компьютера. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных. Методика построения уроков по изучению архитектуры ЭВМ.

15.  Методика изучения понятия алгоритма и исполнителей алгоритмов.


Фундаментальные понятия в науках. Значение алгоритмов в формировании мышления учащихся. Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Методика изучения.

16.  Методика знакомства с языком программирования.

Формирование представления о языках программирования. Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: тип, имя, значение. Команды ввода, вывода, ветвления. Методика построения уроков по изучению линейных алгоритмов и алгоритмов с ветвлениями. Стандартные задачи на составление линейных программ и программ, содержащих команду ветвления. Методика формирования понятия цикла. Реализация циклических алгоритмов на языке программирования. Стандартные задачи на циклы.

Методика формирования понятия вспомогательного алгоритма. Реализация вспомогательных алгоритмов в виде подпрограмм (процедур). Стандартные задачи с использованием вспомогательных алгоритмов.

Методика изучения массивов как способов представления информации. Реализация массивов в программах. Стандартные задачи обработки массивов.

17.  Методика изучения темы «Моделирование и формализация».

Место моделирования в базовом курсе и его значение как метода познания. Методика введения понятия модели. Информационные модели. Формализация. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

18.  Методика изучения информационных технологий

Формирование представлений об области применения текстовых информационных технологий. Знакомство с текстовым редактором: назначение и основные возможности. Методика формирования навыков работы с текстовым редактором. Необходимые умения и навыки по обработке текстовой информации. Формирование представлений об области применения компьютерной графики. Знакомство с графическим редактором: назначение и основные возможности.

19.  Методика изучения информационных технологий

Формирование представлений об области применения электронных таблиц. Знакомство с электронной таблицей: назначение и основные возможности. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Построение диаграмм. Методика использования электронных таблиц для решения задач.

20.  Методика изучения информационных технологий

Формирование представлений об области применения баз данных. Системы управления базами данных. Методика формирования навыков работы с СУБД: ввод и редактирование записей, сортировка и поиск записей.

21.  Методика изучения темы «Компьютерные коммуникации».

Формирование представлений о локальных и глобальных компьютерных сетях. Методика изучения основных информационные услуг: электронной почты, телеконференций, файловых архивов. Технология World Wide Web (WWW). Обучение поиску информации в сети.


22. Программное обеспечение в школе. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию электронных средств учебного назначения, оценка их качества.

Виды программного обеспечения: системное, прикладное, инструментальное, учебного назначения, программное обеспечение поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения. Психолого-педагогические требования к педагогическим программным средствам. Психолого-педагогические требования к организации диалога в системе "человек-информационная среда компьютера".

 

 

23. Информатизация общества. Проблемы информатизации образования. Дидактические основы создания и использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

Концепции информатизации образования. Этапы информатизации образования. Проблемы формирования единого информационного пространства педагогической информации. Использование средств информационных технологий для обработки профессионально-значимой информации. Негативные аспекты информатизации общества. Понятия информационных и коммуникационных технологий обучения. Принципы обучения с использованием информационных технологий. Функциональные возможности информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Классификация педагогических программных средств.

24.  Перспективные направления разработки и использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Ознакомление с существующими перспективными разработками с сфере использования ИКТ в образовании. Применение гиперсред, мультимедиа технологий и др. в образовании. Телекоммуникационные проекты.

25.  Автоматизированный   тестовый   контроль   знаний.   Обучающие программы. Компьютерный учебник.

Характеристика учебной деятельности на разных уровнях усвоения учебного материала. Методика тестового контроля (цели, этапы разработки теста, виды тестовых заданий, оценка качества теста). Автоматизированный тестовый контроль. Инструментальные средства создания автоматизированных тестов. Понятие об обучающей программе и компьютерном учебнике. Функциональные возможности компьютерного учебника. Требования к компьютерному учебнику. Технология разработки компьютерного учебника. Средства разработки компьютерного учебника. Требования к оболочкам автоматизированных обучающих систем.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz