ГИА СИУ

 

3. Стандарт школьного образования по информатике.

 

Этапы овладения основами информатики.

 

I Этап (1-6 классы) – пропедевтический. на Этом происходит первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, формируются первые Элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров

 

II Этап (7-9 классы) – базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. он направлен на овладение  учащимися методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков сознательного и  рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе и технике.

 

целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в основную школу помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования обусловлена также двумя другими факторами: во-первых, положительным опытом обучения информатике детей Этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного мировоззрения школьников именно Этой возрастной группы.

содержание базового курса может сочетать  три существующих сейчас основных направления в обучении информатики в школе, отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательной значимости:

• мировоззренческий аспект, связанный с формирование представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

• «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;

• алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время уже в большей мере с развитием мышления школьников

 

III старшие классы (10-11) – профильное обучение, дифференцированное по объёму и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

в частности, для школ и классов физико-математического профиля возможно углубленное изучение программирования и методов вычислительной математики, для школ биолого-химического профиля, курс информатики, связанный с применением компьютера для моделирования, обработки данных Эксперимента; для школ и гимназий гуманитарного профиля – представление о системном подходе в языкознании, литературоведении, истории и т.п.

 

со второй половины 90-х годов  и по сегодняшний день действующий курс информатики во-многом  не удовлетворяет современным тенденциям развития образования и далеко не в полной мере отражает все многообразие педагогических функций изучения в школе общеобразовательной области "информатика". попытки дальнейшей технократизации курса информатики, сведение его содержания к изучению информационых технологий приводят к его интеграции с предметами технологического цикла или растворению в курсе математики.

во-вторых, необходимо с большой осторожностью переносить зарубежный опыт в определении приоритетных задач курса информатики, в частности, широкую ориентацию на использование интернета. возникла необходимость сформулировать положения, отвечающие традициям отечественного образования и насущным задачам стоящим перед современной школой в целом.

                         (проект)

          образовательный стандарт основного общего образования

              по информатике и информационным технологиям

изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

                приобретение компьютерной грамотности и начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий, простейших компьютерных моделей при решении учебных и практических задач в школе и вне ее; получение необходимой подготовки для использования методов информатики и средств информационных технологий при изучении учебных дисциплин основной школы и образовательных программ последующего Этапа обучения, а также для освоения профессиональной деятельности, востребованной на рынке труда;

                овладение навыками работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных технологий, умением применять Эти навыки: искать, отбирать, критически оценивать, организовывать, представлять и передавать информацию, планировать и организовывать собственную информационную деятельность и ее результаты;

                приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, относящихся к различным учебным дисциплинам, в том числе – издания школьных журналов, создания школьных страниц в интернете, виртуальных краеведческих музеев и т. д. с применением информационных и коммуникационных технологий; использования информации, имеющейся в интернете и на различных носителях;

                освоение системы знаний, относящихся к информационной картине мира, в том числе: базовых понятий, необходимых для формирования конкретных представлений об информационных процессах, системах и технологиях; представлений об общности и закономерностях информационных процессов в различных социальных и технологических системах, о механизмах восприятия и обработки информации человеком, технологическими и социальными системами, о современной информационной цивилизации;

                ознакомление с использованием информационных и коммуникационных технологий как методов познания природы и общества, наблюдения и регистрации природных и социальных явлений, представления их результатов в виде информационных объектов;

                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;

                воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями информационного общества как закономерного Этапа развития цивилизации.

реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования  .

общеучебные умения, навыки, способы

деятельности

                оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, Экране), звуковом представлении.

                приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (икт) в изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности, организации собственного информационного пространства (набора личных папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы применения информационных и коммуникационных технологий.

                решение задач построения простейших наглядных информационных моделей объектов и процессов реального мира.

базовые понятия информационных процессов

базовые понятия информатики: информационный объект, процесс, алгоритм, основные виды алгоритмов и способы их представления, управление, обратная связь. процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

основные компоненты компьютера и их функции: процессор, память, монитор, интерфейсы, клавиатура и мышь; программный принцип работы компьютера. классификация основных видов общепользовательских и профессиональных информационных ресурсов. динамичные изменения качественных характеристик средств икт, их учет при принятии решения о выборе средств икт, в том числе для индивидуального пользования.

создание информационных моделей реальных объектов и процессов, адекватность модели объекту и целям моделирования. язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки.

особенности восприятия, запоминания и обработки информации человеком.

роль информации в современном обществе, в его Экономической, социальной, образовательной сферах. средства массовой информации, информационная Этика и право, информационная безопасность. личная информация, информационные права личности. компьютерные игры, их позитивные и негативные стороны.

практика информационных технологий

основные устройства икт

соединение блоков и устройств средств икт, в том числе – компьютера, простейшие операции по управлению ими (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, загрузка Электронных и бумажных носителей, расходных материалов. безопасность, гигиена, Эргономика, ресурсосбережение; технические условия Эксплуатации.

образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии.

компьютер

оперирование с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии (интерфейсе). создание, сохранение, именование объектов и их семейств, выбор имен и организация индивидуальных папок, разархивирование, удаление. защита от компьютерных вирусов. выбор компьютера в соответствии с задачами использования и финансовыми возможностями.

оценка числовых параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость продуктов и услуг.

образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии.

создание и обработка информационных объектов

тексты. ввод текста (беглый или вслепую) с помощью компьютерной клавиатуры. Экранные представления текста, шрифты, использование шаблонов. перемещение фрагментов. структурирование: шрифтовые и цветовые выделения, абзацы и их форматирование, номера страниц, списки, заголовки разного уровня в заданном стиле, ссылки, указатели, оглавления, чтение примечаний, колонтитулы, адресация, обращение, подпись. распечатка. использование возможностей проверки орфографии и грамматики, тезаурусов. создание и включение в текст таблиц. включение в текст изображений.

образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки.

динамические (Электронные) таблицы, другие математические инструменты икт. ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. ввод математических формул, представление зависимости на графике.

образовательные области приоритетного освоения: математика, естествознание.

базы данных. поиск выбором из списка и заданием значений полей. создание записей в базах данных (типа заполнения анкет) в том числе, относящихся к информации об учащемся.

образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание, физическая культура, внеклассная работа.

рисунки и фотографии. ввод с помощью графической панели и сканера. геометрические, стилевые преобразования.

образовательные области приоритетного освоения: изобразительное искусство, краеведение, внеклассная деятельность.

чертежи. выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов. трехмерное изображение на Экране компьютера и инструменты работы с ним. каталоги объектов. простейшие чертежи. специальные виды чертежей: диаграммы, карты и др. построение чертежа данного предмета. конструирование (сборка) предмета по чертежу.

образовательные области приоритетного освоения: технология (в частности, черчение).

звук и видеоизображение, в том числе музыки и анимации. инструменты работы (редактирования, нелинейного монтажа) в Экранном наглядном представлении.

образовательные области приоритетного освоения: языки, музыка, краеведение, проектная деятельность в различных областях.

фиксация информации об объектах и процессах окружающего мира

запись объектов и процессов:

-                природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории и др., в том числе запись изображений (с использованием цифровых фотоаппаратов, микроскопов, различных видов сканеров и др.);

-                текстов, полученных распознаванием текстового изображения и устной речи;

-                видео и аудио записей (в частности с использованием цифровых записывающих устройств);

-                музыки (в частности, с использованием музыкальной клавиатуры);

-                таблиц результатов измерений (в частности, с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков);

-                результатов наблюдений, опросов и т.д.

образовательные области приоритетного освоения: обществознание, естествознание.

поиск и использование информации

компьютерные Энциклопедии и справочники; информация в базах данных, интернете, некомпьютерных источниках информации. формулирование запросов. каталоги. поисковые машины. критическая оценка и организация информации. формирование индивидуального информационного пространства с применением файловой системы, ссылок на файлы и источники в интернете. правила ссылок и цитирования источников информации.

образовательные области приоритетного освоения: обществознание.

организация, представление и передача информации

представление информации в виде печатной публикации, в интернете, в выступлении учащегося. организация собственного информационного пространства, включающего работы учащегося, различные их версии, ссылки на соответствующие задания, проекты, работы других учащихся, собранные массивы информации, используемые источники. групповое обсуждение, фиксация его хода и результатов в текстовой форме и в сочетании с видеозаписью. телефон, пейджер, Электронная почта: правила переписки, приложения к письмам, отправка, получение. сохранение для индивидуального использования объектов из интернета и ссылок на них. телеконференции, видеоконференции. использование цифровой телекоммуникации в коллективной учебной деятельности.

образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществознание.

 

 

организация учебного процесса по информатике включает в себя ряд аспектов:

• распределение учебного программного материала;

• изучение учебников, методической и научной литературы;

• постоянное самообразование учителя в виду его исключительной роли;

• организация урока по информатике;

• использование компьютера в учебном процессе;

• внеклассная работа;

• кабинет вт.

 

1.1. особенности школьного курса информатики.

? сильные межпредметные связи курса.

? курс не является устоявшимся, как, например, курс физики; прогресс вт требует своевременного отражения как в методике, так и в содержании.

? особое значение приобретает психолого-педагогическое обеспечение курса. возникают проблемы: место компьютера в учебном процессе, роли учителя, взаимодейст-вия учащегося с компьютером.

? происходит совершенствование методов и организационных форм обуче-ния. имеет место увеличение самостоятельной работы, отход от традиционного урока, увеличивается объем практических и лабораторных работ исследовательского характера, внеаудиторных занятий.

? систематическое использование компьютеров обеспечивает  широкую те-кущую проверку знаний.

? особую роль играют медицинские требования к организации работы школьников.

 

1.2. рекомендуемое планирование учебного процесса. документы.

 

напомним, что курс информатики «делится» условно на три части: пропедевтиче-ский, базовый, профильный. при Этом базовый курс должен преподаваться в 7-9 классах.  соответственно, каждый из  уровней обеспечен соответствующими учебниками, для ко-торых существует планирование, предлагаемое авторами.

реально, на сегодняшний день, базовый курс информатики преподается в 10-11 классах (хотя тенденции снижения есть во многих школах). минимальный обязательный объем учебных часов, отводимых на изучение информатики — 68 учебных часов в тече-ние двух лет. при наличии соответствующих условий можно увеличить объем учебных часов до 136 и более.

так как образовательный стандарт по информатике на сегодняшний день не при-нят, «нормативным» документом, призванным обеспечить базовые знания учащихся об-щеобразовательного учреждения, является "обязательный минимум содержания образо-вания по информатике" (приказ мо рф от 30.06.99 № 56). в документе определяются объем и содержание учебного материала. предъявляемого учащимся в школе.

"обязательный минимум содержания по информатике" предусматривает два уров-ня организации обучения информатике:

 

• уровень а — для школ и классов, изучающих курс информатики в объеме 68 часов (2 года по 1 часу в неделю), и для школ и классов, как правило. гуманитарного про-филя;

 

• уровень б — для школ и классов, изучающих информатику в объеме 136 часов и более и обеспеченных современными компьютерами, что позволяет школе предъявить учащимся учебный материал. соответствующий требованиям вступительных Экзаменов по информатике в вузы.

все другие документы рекомендательного характера разработаны в соответствии с Этими уровнями.

в помощь учителю рекомендуются образцы итоговых заданий по оценке качества подготовки выпускников основной школы по информатике (брошюра "оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике", м.: издательский дом "дро-фа", 2000, 2001 г.), которые можно использовать и в старшем звене, в случае изучения ба-зового курса информатики в 10—11-х классах общеобразовательной школы. варианты за-даний подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку учащихся по всем темам курса информатики, включенным в обязательный минимум содержания обра-зования. предложенные задания могут использоваться учителем также и при осуществле-нии текущего контроля в качестве образцов заданий при изучении отдельных тем.

учащимся предоставлено право по их выбору сдавать Экзамен по информатике. рекомен-дуемые министерством образования Экзаменационные билеты помогут учителю в организации Экзамена. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме или в форме теста. Экза-менационный билет на устном Экзамене может содержать 1 или 2 теоретических вопроса и 1 или 2 практических задания разного рода (например, одно, связанное с разработкой несложного алго-ритма или программы для Эвм, и второе, проверяющее навыки использования одной из инфор-мационных технологий). при проведении Экзамена следует учитывать, что подготовка програм-мистов не является целью общеобразовательного курса информатики.

при проведении практических занятий классы следует делить на подгруппы так, чтобы каждый ученик был обеспечен индивидуальным рабочим местом.

следует повсеместно, особенно для учащихся сельских школ, развивать систему дополни-тельного образования. Это могут быть дополнительные занятия, факультативы, кружки, организа-ция курсов дистанционного обучения с использованием сети интернет для учащихся и учителей различных школьных предметов, проведение летних лагерей юных программистов и т.п.

учебный материал каждой содержательной линии обязательного минимума содер-жания образования по информатике требует разных методических подходов.

примерное распределение часов для изучения соответствующих линий (рекомен-дательно, но не обязательно, все зависит от целей обучения)

 

уровень а (68 часов)                    уровень б (136 часов)

 

информация и инф-ные процессы- 4 ч  информация и информационные процессы -  6 ч

представление информации    -12 ч  представление информации. системы счисления                                                                

                                    и основы логики                      - 28 ч                           

компьютер             -10 ч  компьютер                         - 14 ч

моделирование и формализа-ци -    моделирование и формализация - 12 ч

алгоритмы и исполнители     -16 ч  алгоритмизация и программирование - 26 ч

информационные технологии    -18 ч  информационные технологии         - 50 ч

 

 

 

так, при изучении содержательной линии "информация и информационные про-цессы" следует обращать внимание на формирование понимания и умения приводить примеры из разных предметных областей, иллюстрирующих протекание информацион-ных процессов в живой природе, в обществе или в технических системах.

основной смысл второй содержательной линии "представление информации" за-ключается в том, что информация всегда связана с каким-либо "носителем": материаль-ным (каменные дощечки, береста, бумага, магнитный диск и пр.) и "нематериальным" (родной язык, звук, мелодия, танец, пантомима, выражение лица, та или иная знаковая система и пр.). необходимо сформировать представление о естественных и искусствен-ных языках, о двоичной форме представления информации, о достоинствах и недостатках разных форм и видов представления информации.

содержательная линия "компьютер" позволяет учащимся познакомиться с компь-ютером с другой точки зрения, чем при изучении предыдущей содержательной линии: компьютер предстает перед учащимися как некий универсальный инструмент, позволяю-щий человеку автоматизировать интеллектуальную деятельность, автоматизировать ин-формационные процессы — поиск, хранение, обработку и передачу информации на боль-шие расстояния. важно сформировать понимание о том, что компьютер "не думает" как человек, а является исполнителем, мощным и быстродействующим "инструментом", по-могающим человеку в его информационной деятельности (информационные системы, Экспертные системы, вычислительные центры, Электронная почта и пр.). важно обратить внимание учащихся на функциональные возможности компьютера и иерархическую структуру программного обеспечения компьютера, сформировать понимание о сущности права в области информационной деятельности.

содержательная линия "моделирование и формализация" — Это одна из важней-ших содержательных линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как позволяет осознанно выде-лять в окружающей действительности отдельные объекты, видеть отношения между объ-ектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их и объединять в множества, строить схемы и "видеть" внутреннюю структуру объекта, представлять одни объекты посредством других с целью их изучения, представления, изготовления или ис-пользования. особое внимание следует уделить сущности компьютерного моделирования, выделить его достоинства и недостатки, рассмотреть на конкретных примерах.

содержательная линия "алгоритмы и исполнители" путем решения большого ко-личества задач формирует алгоритмическое мышление учащихся. в процессе изучения Этой темы формируются представления школьников о свойствах алгоритмов, об исполни-телях алгоритмов, о способах записи алгоритмов и об основных алгоритмических конст-рукциях. важно, чтобы школьники поняли, что алгоритм — Это динамическая модель объекта (модель процесса), в отличие от статической структурной модели объекта, кото-рая не отражает изменений свойств и поведения объекта во времени, а лишь фиксирует его состояние, выделяет Элементы и отношения между ними.

и, наконец, содержательная линия "информационные технологии". освоение Этой содержательной линии является не только средством подготовки учащихся к жизни в ин-формационном обществе и к будущей профессиональной деятельности, но и средством практического закрепления и развития теоретической подготовки учащихся. Это наиболее простая и наиболее доступная большинству учащихся часть курса информатики, состав-ляющая основное содержание профильного курса информатики во многих образователь-ных учреждениях, оснащенных современными компьютерами.

при всей важности освоения технологий обработки текстовой, графической и числовой информации. освоения технологии поиска, хранения и сортировки информации, мультимедийных технологий и технологий компьютерных коммуникаций главной целью курса информатики является не профессиональная подготовка в Этой области, а целый комплекс учебно-воспитательных задач, таких, как: обеспечение прочного и сознательно-го овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использова-ния информации и на Этой основе раскрытие значения информационных процессов в формировании современной системно-информационной картины мира, выделение и рас-крытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного об-щества, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.

 

 

2.1 урок – основная форма учебного процесса

 

основными признаками являются постоянный состав учебных  групп учащихся, строгое определенное содержание обучения в каждом классе, расписание учебных заня-тий, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, ведущая роль учителя, систематическая оценка, проверка  знаний.

важнейшими характеристиками урока являются: цель, содержание, средства и мето-ды обучения, организация учебной деятельности.

 

классификация урока по дидактическим целям.

 

1. урок сообщения новой информации (объяснение) – лекция, беседа, киноурок, урок самостоятельной практической работы.

2. урок развития и закрепления умений и навыков (тренировочный)  лаборатор-ные работы, практические работы, урок-Экскурсия, семинар, конференция.

3. урок проверки знаний, умений и навыков – устный опрос, письменный опрос, зачетная практическая работа, контрольная работа.

4. комбинированный урок. имеет разную структуру. обладает достоинствами:

• создания условий для быстрого применения новых знаний;

• обеспечение обратной связи (накопление оценок);

• реализация индивидуального подхода в обучении.

 

классификация уроков по использованию компьютера.

 

урок информатики по объёму и характеру использования компьютера подразделяются:

 

? демонстрация. показ учебных Элементов – новые объекты языка, фрагменты программ, схемы, тексты. учитель за рмп, ученики на рму.

основные дидактические функции демонстраций – сообщение новой информации.

 

? лабораторная работа (фронтальная). учащиеся на рму, работают одновременно. дидактическое назначение может быть различным: освоение нового материала (с помо-щью обучающих программ), закрепление нового материала (с помощью программ-тренажеров), проверка усвоения (с помощью контролирующих программ). действия школьников могут быть синхронизированны, могут проводиться в различном темпе и да-же разными программными средствами. роль учителя – наблюдение за работой учащихся, оказание оперативной помощи.

 

? практикум: учащиеся получают индивидуальное задание для протяженной само-стоятельной работы (на 1-2 урока, включая выполнение части задания дома).

как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому раз-делу курса, учитель наблюдает за учащимися, помогает, обсуждает общие вопросы, выде-ляет характерные ошибки.

 

 

требования к организации урока.

O определить учебную, воспитательную, развивающую цели урока.

O подготовить содержание учебного материала.

O определить дидактические задачи урока, последовательное решение кото-рых приведет к достижению цели.

O выбрать наиболее Эффективное сочетание методов и приемов обучения.

O определить структуру урока.

O учесть оснащенность кабинета.

O учесть Экономические условия проведения занятий.

O учесть индивидуальные особенности учащихся.

 

2.2 структура уроков

зависит от типа урока.

 

1. урок объяснения нового материала. основная дидактическая цель -ввести поня-тия, или установить свойства, построить алгоритм и т.д.

- подготовка к  изучению  нового  материала(повторение  или актуализация базо-вых знаний)

- ознакомление с новым материалом

- первичное закрепление изученного материала

- постановка заданий на дом

- подведение итогов урока.

 

2. урок закрепления изученного основная дидактическая цель -сформировать определенные умения или систематизировать знания по теме.

- проверка домашнего задания

- закрепление изученного материала

- постановка задач на дом

- подведение итогов

 

3. урок проверки знаний, умений и навыков. основная дидактическая цель - выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала.

- инструктаж учащихся по организации работы на уроке и содержанию заданий

- самостоятельная работа учащихся

- подведение итогов

важнейшей является проблема выбора организации форм проведения занятий.  ведущей    является коллективная форма деятельности, осуществляемая через семинары, дискуссии, коллективно-распределенные формы работы с учебным материалом.

можно рекомендовать, чтобы урок состоял из 2-х частей:

 

I часть - учитель ясно, просто и доступно объясняет материал и проверяет правильность усвоения учениками его основных моментов.

 

II часть - обсуждение нового материала между учениками при работе на компьютере. важно, чтобы школьники самостоятельно использовали новые сведения, могли советоваться друг с другом. учитель в Этой части урока - координатор, консультант, но не активный участник обучения.

на уроках информатики необходимо использовать т.н. традиционные средства обучения.

 

2.3. подготовка к уроку.

 

в настоящее время сложилась и получила обоснование в дидактике система подго-товки учителя к урокам, состоящая из 3-х Этапов.

 

1. подготовка к учебному году. учитель знакомится с учебными программами, со-ставляет общую характеристику классного коллектива, разрабатывает календарные (полу-годовые) планы.

 

2. построение системы уроков по учебным темам, при Этом определяется место темы в учебном курсе, ее содержание и задачи изучения, распределяются задачи и мате-риалы учебника между уроками, планируется по времени и содержанию повторение пройденного, намечается время проведения самомтоятельных и контрольных работ.

 

3. подготовка к очередному уроку.

 

а) разработать сценарий урока

  сформулировать тему,

  определить цели,

  структуру

  конкретную задачу для каждого Этапа урока

  отобрать учебный материал в соответствии с образовательной целью и задачами отдельных Этапов

  определить методы и приемы работы

  определить приемы руководства учителя деятельностью учащихся

  выбрать программные средства обучения

  определить форму и содержание проверки

  продумать инструктаж выполнения домашнего задания

 

б) подготовить конспект урока( конспект пишется в три колонки, в каждой из которых поясняется роль учителя, ученика и машины на текущий момент)

 

учитель        ученик                Эвм

 

 

 

в) подготовить программные средства, дидактический материал с учетом индиви-дуальных заданий.

 

 

2.4 особенности урока информатики

 

1. мотивация учащихся к работе на Эвм повышается в условиях диалогового об-щения с компьютером. проблема мотивации не может быть решена только за счет вычис-лительной техники.

 

2. влияние личности учителя является более значительным, чем в других дисцип-линах.

 

3. нагрузка на педагога возрастает в связи с необходимостью работать в режиме "многостаночника". чтобы обеспечить индивидуализацию обучения в соответствие с лич-ностными особенностями учащихся, темп обучения задает компьютер.

 

4. важной особенностью является индивидуализация обучения. темп для разных учеников варьируется (темп обучения может варьироваться до 3-5 раз). для учителя воз-никают организационные проблемы. деформируется старая классно-урочная структура.

 

5. работа с компьютером формирует управленческий стиль работы.

 

6. урок - деловая спокойная атмосфера. общение детей друг с другом и с учителем на деловой, предметной основе.

 

7.функции  оценивания  и  контроля  часто  переданы компьютеру бескон-фликтный характер обучения.

 

 

можно указать 3 основные сферы деятельности учителя:

 

• учитель по предмету "информатика"

 

• организатор применения нит на материале других школьных предметов

 

• организатор использования Эвм для административных целей и управления про-цессом обучения

 

как учитель информатики специалист должен обладать необходимыми знаниями по содержанию и методике преподавания курсов школьной информатики на различных уровнях: базовый курс, младшие классы, углубленное изучение информатики, факультативные занятия и различные виды внеклассной деятельности.

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz