ГИА СИУ

 

4. Пропедевтика основ информатики в начальной школе

 

ПроПедевтический курс информатики должен изучаться (рекомендуется) до 7 класса общеобразовательной школы. однако естественно наПрашивается разбиение его на 2 составляющих:  начальная школа и 5-7 классы.

 

Это разбиение Продиктовано Психолого-Педагогическими особенностями развития младших школьников и уровнем их комПетенций.

 

ситуация с ПреПодаванием информатики в начальной школе «двойственная»: нор-мативной базы не было, Программных Продуктов тоже, однако, благодаря Энтузиастам на-коПилось большое число авторских методик ПреПодавания информатики в начальной школе. обзору соответствующих курсов Посвящена данная тема.

 

1.1 нормативная база для ПреПодавания информатики в начальной школе. федераль-ный ЭксПеримент По реформе общего образования: статус информатики, место в учебном Плане, изменение содержания. критерии отбора методик и Программных средств.

 

1.1.1.основной документ:  Письмо министерства образования российской фе-дерации от 17.12.2001 № 957/13-13 (оПубликовано инфо, 2002, № 3)

 

в связи с ЭксПериментом По совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики Предмета “информатика” в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

информатика в начальной школе Представлена с 2002/2003 учебного года как от-дельный Предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою струк-туру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания Предмета “информа-тика и информационные технологии” основной школы.

 

обучение информатике во II — IV классах рекомендуется Проводить учителям на-чальной школы.

 

цели обучения информатике в начальной школе: формирование Первоначальных Представлений о свойствах информации, сПособах работы с ней, в частности с исПользо-ванием комПьютера.

 

задачи обучения информатике в начальной школе:

? Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их Приемам организации информации и Планирования деятельности, в частности учебной, При решении Поставленных задач;

? дать школьникам Первоначальные Представление о комПьютере и современ-ных информационных и коммуникационных технологиях;

? дать школьникам Представления о современном информационном обществе,  информационной безоПасности личности и государства.

 

содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения Предмета в основной школе, но реализуются на ПроПе-девтическом уровне.

 

1.1.2

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

 

основные Понятия информатики

информация и ее свойства: смысл, оПисание, оценка. роль человека в Преобразова-нии информации и создании новой информации. обработка, Передача, хранение инфор-мации с Помощью технических устройств. виды информации: текст, число, изображение, звук. сПособы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. организация деятельности человека По Преобразованию информации.  Понятие об алгоритме. свойства алгоритма. исПолнитель алгоритма. команды. ПредПисания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные Представления о комПьютере, информационных и коммуникацион-ных технологиях

комПьютер как исПолнитель алгоритма. основные устройства комПьютера. органи-зация информации в комПьютере. основные команды, Понимаемые комПьютером. Преоб-разование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с Помощью комПью-тера. хранение информации с Помощью комПьютера. Передача информации с Помощью комПьютера. комПьютерные сети. исПользование сетей для Получения информации.

информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. организация общественно зна-чимой информации. нравственно-Этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безоПасности личности и государства.

Предмет “информатика” реализует межПредметные связи, т.е. При его изучении це-лесообразно Практические задания По информатике наПолнять различным Предметным содержанием. Примерные темы для интеграции Предметов в рамках Практических заданий По информатике Предложены авторами комПлектов, наПример а.в. горячевым, а.л. семеновым (Проек-ты).

для начальной школы рекомендуется исПользовать следующие учебники-тетради и рабочие тетради По информатике:

? По курсу информатики автора а.в. горячева — учебники-тетради №.№ 1 — 4. во II  классе исПользуется учебник-тетрадь № 2. учебник-тетрадь № 1 мо-жет исПользоваться По желанию учителя в I классе на доПолнительных заня-тиях;

? По курсу информатики автора а.л. семенова — новый комПлект рабочих тетрадей для II, III и IV классов.

Практическая составляющая содержания Предмета “информатика” формируется из задач По информатике с Предметным содержанием (бескомПьютерная составляющая обу-чения) и комПьютерных Практических заданий. в связи с Этим требуется обесПечить дос-туП к средствам информационных технологий всех участников Педагогического Процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

 

1.1.3. формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. обучение осуществляет-ся учителями начальной школы.

вариант 1. бескомПьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с Предметами

обучение информатике, совместное с такими Предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, “окружающий мир”, в бескомПьютерном варианте обучения возможно реализовать По схеме: один урок информатики и исПользование Практических заданий в содержании других Предметных уроков. обучение Проводит учитель начальных классов без деления класса на груППы. рекомендуется в расПисании Помещать урок ин-форматики вслед или Перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами Посо-бий.

 

вариант 2. организация комПьютерной Поддержки Предмета “информатика” в рамках одного урока без деления на груППы

 

в Этом случае необходимо учитывать наличие комПьютеров в начальной школе (на-Пример, комПьютер учителя или 3 — 7 комПьютеров в классе), Электронных средств обу-чения и готовность учителей начальной школы к исПользованию комПьютерной Поддерж-ки на уроках информатики.

При обучении информатике с комПьютерной Поддержкой также возможно исПользо-вать интегрированный Подход По схеме варианта 1 с исПользованием 15-минутного ком-Пьютерного Практикума. в Этом случае Практические занятия возможно Провести не-сколько раз: на уроке информатики с одной груППой учащихся, на уроке По изучению дру-гих Предметов — с другими груППами с Привлечением комПьютерных Программ из Переч-ня Электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

комПьютерный Практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним комПьютером) и демонстрационным. При Этом один комПьютер учителя в классе может быть исПользован как “Электронная доска”.

 

вариант 3. урок информатики с делением на груППы в кабинете информатики школы в рамках одного урока

 

При выборе школой формы обучения информатике с комПью-терной Поддержкой с исПользованием комПьютерного кабинета школы (12 мест) рекомен-дуется Привлекать к Проведению урока информатики (1 чай) учителя информатики школы для совместного Параллельного Проведения занятий двумя учителями: учителем началь-ной школы и учителем информатики блоками По 15 мин. теоретическая часть урока Про-водится в Первой груППе, комПьютерная — во второй, затем груППы меняются местами.

 

 

При комПьютерной Поддержке обучения информатике необходимо соблюдать тре-бования к оборудованию кабинета вычислительной техникой,  Педагогико-Эргономические условия безоПасного и Эффективного исПользования средств вычисли-тельной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования (см. сан Пин 2.2.2.542-96). работу за комПьютерами следует заканчивать Профилактиче-скими уПражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 — 2 мин).

комПьютерную Поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с Планиро-ванием курса с Помощью Электронных средств учебною назначения, таких как:

? комПьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;

? клавиатурные тренажеры с неПредПисанной скоростью работы;

? комПьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

? комПьютерные лабиринты для уПравления объектом;

? комПьютерные мозаики;

? логические игры на комПьютере;

? комПьютерные ЭнциклоПедии, Путешествия;

? комПьютерные тоПологические схемы (наПример, района метро);

? комПьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (наПример, По техни-ке  безоПасности, Правилам движения), удовлетворяющие возможности ис-Пользования  фрагментами По 5 мин с дальнейшим обсуждением;

? комПьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;

? комПьютерные синтезаторы звука;

? игры-кроссворды и азбуки на комПьютере на иностранных языках;

? комПьютерные среды уПравления исПолнителем.

 

рекомендации По исПользованию комПьютеров в начальной школе. (Педагогико-Эргономические и санитарно-гигиенические требования к Проведению занятий учащихся начальной школы в кабинете вт.  Психолого-Педагогические  требования к Программным средствам.)

 

в связи с ЭксПериментом По совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2 класса вводится Предмет "информатика". (см. Пись-мо министерства образования от 17.12.01 № 957/13-13 "методическое Письмо По воПро-сам обучения информатике в начальной школе").

 

организационно-Педагогические рекомендации По исПользованию комПьютеров на уроках информатики в начальной школе.

 

Предлагается три Подхода к исПользованию комПьютерной Поддержки При обуче-нии информатике во 2 классе.

 

1. для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно организовать изучение данного Предмета в рамках одного урока в интеграции с Предме-тами на базе кабинета, оборудованного одним комПьютером с cD-rOm устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 комПьютером с cD-rOm устройством, ау-диосистемой (колонки) и доПолнительно - медиаПроектором с настенным Экраном или те-левизором с большим Экраном, Подключенным к комПьютеру. доПолнительно данный комПьютер может быть Подключен в локальную сеть школы и иметь выход в интернет.

обучение информатике в Этом случае Проводится учителем начальной школы без деления класса на ПодгруППы. При Этом один комПьютер в кабинете может быть исПоль-зован как "Электронная" доска, то есть исПользоваться в режиме "вызова" к нему учащих-ся для выПолнения команд, Предусмотренных учебной комПьютерной Программой. для Этого желательно Подключение комПьютера к Проектору или телевизору с большим Экра-ном для удобства фронтальной работы с классом. целесообразно в расПисании устанавли-вать урок информатики вслед или Перед уроками По Предметам, рекомендованным для ин-теграции авторами учебных Пособий Под редакцией а.в.горячева.

учитель должен владеть Элементарными навыками работы с комПьютером: уметь восПользоваться комПакт-диском с комПьютерными Программами учебного назначения, иметь Представление о работе на комПьютере с текстом, графикой, желательно знание рабо-ты с интернетом и Электронной Почтой. При таком комПьютерном соПровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с комПьютером не должно Превышать 15 минут, то есть менее Половины урока. возможно исПользовать ком-Пьютер фрагментами По 2-3 минуты, расПределяя время взаимодействия детей с комПью-терными Программами в режиме фронтальной деятельности на Протяжении всего урока.

для комПьютерной Поддержки уроков можно исПользовать обучающие Программы По русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, ЭнциклоПедии из области искусства, музыки, театра, Правил дорожного движе-ния, Путешествий и Пр. (наПример, Продукция фирм "комПьютер и детство", "кирилл и мифодий".)

 

2. для груППовой формы обучения на уроке информатики возможно организовать комПьютерную Поддержку в рамках одного урока без деления на груППы в информацион-ном центре школы.

информационный центр школы Представляет собой кабинет, снабженный 3-7 ком-Пьютерами, Подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в интернет. такой кабинет является современным аналогом читального зала комПьютеризированной библио-теки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. в информационном цен-тре необходимо Предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных Пособий.

в информационном центре школы можно организовать обучение информатике с Помощью метода Проектов. для Этого класс делится на бригады По 3-4 человека, для кото-рых Предусматривается рабочая зона: 2 Парты, 1 комПьютер, настольные Пособия и разда-точные материалы (конструкторы, в том числе лего, цветная бумага, альбомы, разви-вающие игры и Пр.) работа за комПьютером в бригаде регулируется учителем: один уча-щийся выПолняет свою работу на комПьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бри-гады в Это время работают над настольной частью Проекта. таким образом, бригада осу-ществляет комПьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в за-висимости от Проектного задания, рекомендованного в учебном Пособии автора а.л.семенова.

учителю требуется владение комПьютером в рамках заданий, Предложенных автором учебного Пособия: наПример, навыки работы в среде Перволого, в клавиатурном тре-нажере, а также работы с комПлектом Программ "комПьютер и детство", "никита", "малыш" и др.

один раз в четверть необходимо Проводить с учащимися беседу (инструктаж) По Правилам Поведения в комПьютерном классе.

Примерные Правила Поведения учащихся в комПьютерном классе.

1. входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. требуется занимать только то рабочее место, которое закреПлено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. включать или выключать комПьютер и Подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе комПакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

учителю необходимо Придерживаться рекомендаций По организации учебной дея-тельности учащихся на занятиях По информатике.

1. в целях Экономии времени материалы, размещенные в интернете, могут быть Приготовлены учителем или методистом По информатизации обучения школы зара-нее и могут исПользоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. урок необходимо начинать с организационной минутки, наПоминая детям Правила Поведения в кабинете.

3. оборудование комПьютерного рабочего места должно соответствовать са-нитарным нормам и Правилам. ниже Приведены рекомендации гигиенистов По организа-ции рабочего места ученика.

4. расстановка комПьютерных столов должна Производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене Помещения.

5. для Профилактики травматизма детей ЭлектроПроводка должна быть обору-дована сПециальными коробами, розетки должны расПолагаться за вертикальной стенкой комПьютерного стола.

6. кабинет должен быть оборудован устройством отключения ЭлектроПитания.

7. оставлять детей в комПьютерном классе без учителя категорически восПре-щается.

8. уроки в комПьютерном кабинете рекомендуется Проводить совместно с ла-борантом.

 

3. для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке инфор-матики с делением класса на две груППы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с исПользованием комПьютер-ного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется Привлекать к Проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информа-тики блоками По 15 минут. бескомПьютерная часть урока информатики Проводится учите-лем начальной школы в классе сначала для 1 груППы в течение 15 минут, а затем для 2 груППы. комПьютерная часть урока Проводится учителем информатики сначала для 2-й груППы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й груППы.

занятия информатикой с исПользованием комПьютерного кабинета у младших школьников возможно Проводить По расПисанию любым уроком (1,2,3 или 4-м).

При исПользовании школьного кабинета информатики учащиеся должны Пройти инструктаж По Правилам Поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. инструктаж Проводит ответственный за кабинет информатики.

комПьютерный школьный кабинет обычно оборудуется По такой схеме: одно рабо-чее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может исПользоваться 1 сервер для Поддержки локальной школьной сети. доПолнительное оборудование: один Принтер, выход в интернет, локальная сеть, сканер, медиа-Проектор.

 

 

 

"гигиенические требования к исПользованию Персональных комПьютеров (Пк) в начальной школе".

 

в соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (сан-Пин 2.2.2.542-96 "гигиенические требования к видеодисПлейным терминалам, Персо-нальным Электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий де-тей доПустимо исПользовать лишь такую комПьютерную технику, которая имеет санитар-но-ЭПидемиологическое заключение о ее безоПасности для здоровья детей. санитарно-ЭПидемиологическое заключение должна иметь не только вновь Приобретенная техника; но и та, которая находится в ЭксПлуатации.

Помещение, где ЭксПлуатируются комПьютеры, должно иметь искусственное и ес-тественное освещение. для размещения комПьютерных классов следует выбирать такие Помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируе-мыми устройствами тиПа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. размещать ком-Пьютерные классы в цокольных и Подвальных Помещениях недоПустимо. для отделки ин-терьера Помещений с комПьютерами рекомендуется Применять Полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, Подтверждающие их безоПасность для здо-ровья детей. Поверхность Пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, об-ладать антистатическим Покрытием.

Площадь на одно рабочее место с комПьютером должна быть не менее 6 кв.м.

очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в комПьютерном классе. комПьютер лучше расПоложить так, .чтобы свет на Экран Падал слева. несмотря на то, что Экран светится, занятия должны Проходить не в темном, а в хорошо освещенном Помещении.

каждое рабочее место в комПьютерном классе создает своеобразное Электромаг-нитное Поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от Экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. оПтимальное расПоложение оборудования должно ис-ключать влияние излучения от комПьютера на учащихся, работающих за другими комПь-ютерами. для Этого расстановка рабочих столов должна обесПечить расстояние между бо-ковыми Поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При исПользовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается Проблема Подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. в Этом случае рабочие места целесообразно оснащать Подставками для ног. размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. убедиться в Этом можно следующим образом: ноги и сПина (а еще лучше и ПредПлечья) имеют оПору, а линия взора Приходится, Примерно, на центр монитора или немного выше.

освещенность Поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а Экрана не более 200 лк.

для уменьшения зрительного наПряжения важно следить за тем, чтобы изображе-ние на Экране комПьютера было четким и контрастным. необходимо также исключить возможность засветки Экрана, Поскольку Это снижает контрастность и яркость изображе-ния.

При работе с текстовой информацией ПредПочтение следует отдавать Позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

расстояние от глаз до Экрана комПьютера должно быть не менее 50 см. одновре-менно за комПьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку ус-ловия рассматривания изображения на Экране резко ухудшаются.

оПтимальные Параметры микроклимата в дисПлейных классах следующие: темПе-ратура -19-21° с, относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и После каждого академического часа учебных занятий комПьютер-ные классы должны быть Проветрены, что обесПечит улучшение качественного состава воздуха. влажную уборку в комПьютерных классах следует Проводить ежедневно.

Приобщение детей к комПьютеру следует начинать с обучения Правилам безоПас-ного Пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

для Профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблю-дать следующие рекомендации.

• оПтимальная Продолжительность неПрерывных занятий с комПьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

• с целью Профилактики зрительного утомления детей После работы на Пер-сональных комПьютерах рекомендуется Проводить комПлекс уПражнений для глаз, кото-рые выПолняются сидя или стоя, отвернувшись от Экрана, При ритмичном дыхании, с мак-симальной амПлитудой движений глаз. для большей Привлекательности их можно Прово-дить в игровой форме.

Примерный комПлекс уПражнений для глаз:

1. закрыть глаза, сильно наПрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на Переносицу и задержать взор на счет 1-4. до усталости глаза не доводить. затем открыть глаза, Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. не Поворачивая головы, Посмотреть наПраво и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем Посмотреть вдаль Прямо на счет 1-6. аналогичным образом Проводятся уПраж-нения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро По диагонали: наПраво вверх - налево вниз, Потом Прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - наПраво вниз и Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает Проведение физкультминутки. ре-гулярное Проведение уПражнений для глаз и физкультминуток Эффективно снижает зри-тельное и статическое наПряжение.

занятия в кружках с исПользованием Пк следует организовывать не раньше, чем через 1 час После окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и Приема Пищи.

для учащихся начальной школы занятия в кружках с исПользованием комПьютер-ной техники должны Проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут неПрерывных занятий за Пк необходимо сделать Перерыв для Проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

несомненно, что утомление во многом зависит от характера комПьютерных заня-тий. наиболее утомительны для детей комПьютерные игры, рассчитанные, главным обра-зом, на быстроту реакции. ПоЭтому не следует отводить для Проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за комПьютером может Привести к Пере-наПряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. ПоЭтому для учащихся Этого возраста доПускается Проведение комПьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

 

1.3.1.цели и задачи курса

 

главная цель - обесПечить Прочное и сознательное освоение основ информатики.

 

Эта цель диктуется не только интересами дальнейшей Профессиональной Подготовки учащихся. гораздо более важным является то, что человеку в современном обществе трудно обойтись без знания и Понимания уПомянутого выше мета-Предметного языка, ис-тории и обстоятельств его возникновения, места в научном и общекультурном обиходе, умения его Применять в различных ситуациях. несомненно, что такое знание является универсальным, инвариантным и интегративным.

изучение основ информатики неПосредственно влияет на формирование таких ин-теллектуальных умений, как:

O анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание ПринциПов организации);

O синтез (создание новых схем, структур и моделей); оценка (оценивание ло-гики Построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оцени-вание значимости модели).

наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умст-венного труда.

одной из важных на сегодняшний день задач курса является задача развития навы-ков исПользования комПьютера и основных средств информационных технологии.

организация учебно-восПитательного Процесса и состав учебно-методического материала По курсу

формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия комПьютерного класса. однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без исПользования комПьютера. во всяком случае, в младшей школе его исПользование не обязательно.

учебно-методический материал По курсу для начальной школы “информатика в играх и задачах” (1-3, 1-4). авторский коллектив: а.в. горячев (руководитель), т.о. вол-кова, к.и. горина, л.л. лобачева, т.ю. сПиридонова, н.и. суворова состоит из трех ком-Плектов. в состав каждого комПлекта входят 4 учебные тетради для учеников (По 1 на чет-верть), 4 методических Пособия для учителя (По 1 на четверть) и 8 контрольных работ (По 2 варианта на четверть).

комПлект n 1 рассчитан на 6-7 летних детей и изучается в Первом классе По Про-грамме 1-3 и в Первом и втором классах По Программе 1-4 (в Этом случае ученики имеют возможность изучить материал более тщательно, включая в том числе доПолнительные необязательные задания). в материалах комПлекта №1 Проводится Подготовка к Пред-стоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообрази-тельность. При Проведении занятий максимально возможно Применяются занимательные и игровые формы обучения. как Правило, различные темы и формы Подачи учебного ма-териала активно чередуются в течение одного урока.

начиная с комПлекта n2 и далее обучение логическим основам информатики Про-водится По нескольким наПравлениям, за каждым из которых закреПлена учебная чет-верть. таким образом, изучение материала Происходит “По сПирали” - ученики каждую четверть Продолжают изучение темы Этой же четверти Прошлого года. кроме того, задачи По каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве раз-минки. занятия Проходят один раз в неделю. каждая учебная четверть заканчивается кон-трольной работой.

I четверть - алгоритмы

II четверть - объекты

III четверть - логические рассуждения

IV четверть - модели в информатике

комПлект n 2 рассчитан на 8-летних детей и изучается во втором классе По Про-грамме 1-3 и в третьем классе По Программе 1-4. комПлект n з рассчитан на 9-летних де-тей и изучается в третьем классе По Программе 1-3 и в четвертом классе По Программе 1-4.

материал комПлекта №2 не оПирается наПрямую на конкретные знания комПлекта № 1, являющегося ПроПедевтическим, ПоЭтому можно начать ПреПодавание По курсу сразу с комПлекта № 2. в то же время аПробация Показала, что дети, начавшие изучение курса с Первого класса, с большим удовольствием восПринимают Эти уроки, начинают лучше ус-Певать По другим Предметам и легче осваивают материал курса на следующем году обу-чения.

для 5-6 классов Предлагается учебно-методический комПлект "информатика-Плюс", состоящий из учебных тетрадей (4 тетради на год), методические Пособия (4 Посо-бия на год) и материала для самостоятельных работ (10-12 работ на год). авторы - а.в.горячев (руководитель), е.в.егорова, л.л.лобачева, т.ю.сПиридонова, н.и.суворова.

1.3.2. структура курса основ информатики

в материале курса выделяются следующие рубрики:

 

статическая картина объекта - структуры, классы;

картина Поведения объекта - Процессы и алгоритмы;

язык как объект моделирования - логика рассуждений;

информационная модель объекта - Приемы моделирования и решения задач.

материал Этих рубрик изучается на Протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих Понятий возрастает от класса к классу.

цели изучения основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с Применением та-ких Подходов к решению, которые наиболее тиПичны и расПространены в областях дея-тельности, связанных с исПользованием системно-информационного языка:

 

*Применение формальной логики При решении задач - Построение выводов Пу-тем Применения к известным утверждениям логических оПераций “если-то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций - “если ... и .... то...”;

*алгоритмический Подход к решению задач - умение Планирования Последова-тельности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а оПисание Последова-тельности действий;

*системный Подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более Простых составных частей, каждая из которых выПолняет свою роль для функцио-нирования объекта в целом;

*рассмотрения влияния изменения в одной составной части на Поведение всей системы;

*объектно-ориентированный Подход - Постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные Предметы в груППу с общим названием, выделять общие Признаки Предметов Этой груППы и действия, выПолняемые над Этими Предметами;

*умение оПисывать Предмет По ПринциПу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)".

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: зна-комство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стра-тегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. несмотря на ознакомитель-ный Подход к данным Понятиям и методам, По отношению к каждому из них ПредПолага-ется обучение решению Простейших тиПовых задач, включаемых в контрольный матери-ал, т.е. акцент ставится на умении Приложения даже самых скромных знаний;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с об-щими Приемами решения задач - “как решать задачу, которую раньше не решали” (Поиск закономерностей, рассуждения По аналогии, По индукции, ПравдоПодобные догадки, раз-витие творческого воображения и др.).

 

 

1.3.3. тематическое Планирование учебного материала

1-й класс (1-3) или 1-2-й классы (1-4)

(36 часов)

План действий и его оПисание

Последовательность действий. Последовательность состояний в Природе. выПол-нение Последовательности действии. составление линейных Планов действий. Поиск ошибок в Последовательности действий.

отличительные Признаки Предметов

выделение Признаков Предметов. узнавание Предметов По заданным Признакам. сравнение двух или более Предметов. разбиение Предметов на груППы в соответствии с указанными Признаками.

логические модели

истинность и ложность высказываний. логические рассуждения и выводы. Поиск Путей на Простейших графах, Подсчет вариантов. высказывания и множества. Построение отрицания Простых высказываний.

Приемы Построения и оПисания моделей

кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.

в результате обучения По материалам комПлекта №1 (6-7 лет, 1-й класс для 1-3,1 и 2-й классы для 1-4) учащиеся будут уметь:

? -решать Простые логические задачи и задачи на Поиск закономерностей;

? -формулировать отрицания для Простых высказываний;

? -решать Простые задачи на кодирование ( т.е. на заПись цифр или букв дру-гими знаками);

? -исПолнять линейные Последовательности действий По их заПиси;

? -находить ошибки в заПиси линейной Последовательности действий;

? -составлять и заПисывать План действий для достижения какой-либо цели;

? -объединять Предметы в груППы По Признакам.

 

2-й класс(1-3) или 3-й класс (1-4)

(36 часов)

алгоритмы (9 часов)

алгоритм, как План действий, Приводящих к заданной цели. формы заПиси алго-ритмов: блок-схема, Построчная заПись. выПолнение алгоритма. составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

груППы (классы) объектов

общие названия и отдельные объекты. разные объекты с общим названием. разные общие названия одного отдельного объекта. состав и действия объектов с одним общим названием. отличительные Признаки. значения отличительных Признаков (атрибутов) у разных объектов в груППе. имена объектов.

логические рассуждения (11 часов)

высказывания со словами "все", "не все", "никакие". отношения между множест-вами (объобщие названия и отдельные объекты. разные объекты с общим названием. раз-ные общие названия одного отдельного объекта. состав и действия объектов с одним об-щим названием. отличительные Признаки. значения отличительных Признаков (атрибу-тов) у разных объектов в груППе. имена объектов.единение, Пересечение, вложенность). графы и их табличное оПисание. Пути в графах. деревья.

модели в информатике (8 часов)

игры. анализ игры с выигрышной стратегией. решение задач По аналогии. реше-ние задач на закономерности. аналогичные закономерности.

в результате обучения По материалам комПлекта n 2 (8 лет, 2-й класс для 1-3, 3-й класс для 1 -4) учащиеся будут уметь:

? -составлять и исПолнять алгоритмы с ветвлениями и циклами; находить ошибки в заПисях алгоритмов;

? -объединять отдельные Предметы в груППу с общим названием, выделять общие Признаки Предметов Этой груППы и действия, выПолняемые над Этими Предмета-ми;

? -оПределять Принадлежность отдельного Предмета разным груППам с общими на-званиями;

? -выделять несколькими сПособами один Предмет из груППы однородных;

? -нумеровать вершины графа, оПисывать Простейшие графы в виде таблицы, стро-ить и оПисывать Пути в графах;

? -графически изображать отношения между множествами;

? -решать логические задачи, задачи на Поиск закономерностей;

? -находить решение По аналогии; находить Путь к выигрышу в Простейших логи-ческих играх с выигрышной стратегией. 

3-й класс(1-3) или 4-и класс (1-4)

(36 часов)

алгоритмы (9 часов)

вложенные алгоритмы. алгоритмы с Параметрами. циклы: Повторение указанное число раз, до выПолнения заданного условия, для Перечисленных Параметров.

объекты (8 часов)

составные объекты. отношение "состоит из". схема (дерево) состава. адреса объ-ектов. адреса комПонент составных объектов. связь между составом сложного объекта и адресами его комПонент. относительные адреса в составных объектах.

логические рассуждения (11 часов)

связь оПераций над множествами и логических оПераций. Пути в графах, удовле-творяющие заданным критериям. Правила вывода "если - то". цеПочки Правил вывода. Простейшие "и/или "графы.

модели в информатике (8 часов)

Приемы фантазирования (Прием "наоборот", "необычные значения Признаков", "необычный состав объекта"). связь изменения объектов и их функционального назначе-ния. Применение изучаемых Приемов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алго-ритмам, объектам и др.)

в результате обучения По материалам комПлекта №з (9 лет, 3-й класс для 1-3,4-й класс для 1 -4) учащиеся будут уметь:

? -составлять вложенные алгоритмы;

? -исПолнять и составлять алгоритмы с Параметрами;

? -составлять алгоритмы известных сказок, выделять в них циклы и Параметры циклов;

? -уметь оПисать состав сложных объектов;

? -оПисывать адреса составных комПонент в сложных объектах;

? -решать задачи на оПределение соотношения множеств (Пересечение, включение, независимость);

? -находить Пути в графах, удовлетворяющие оПределенным условиям;.

? -строить цеПочки логического вывода;

? -знать некоторые Эвристические Приемы (фантазирования): Предметы и действия наоборот, совмещение Признаков, изменение значении Признаков;

? -Применять изучаемые Приемы фантазирования к алгоритмам и объектам (к со-ставу, Признакам, функциям).

 

1.3.4. комПьютерная Поддержка курса.

 

курс изначально декларировался как безмашинный, однако,  сегодня возможно исПоль-зование некоторых Программных Продуктов.  авторы рекомендуют исПользовать детские инструментальные Пакеты, не называя конкретного.

 

 

состав учебно-методического комПлекта, авторские цели ПреПодавания информа-тики в начальной школе: соответствие рекомендациям юнеско; интеграция тео-ретической информатики, социальной информатики и информационных техноло-гий; исПользование метода Проектов;  изучаемые Понятия; базовые умения; Про-граммная Поддержка.

 

 

в ходе освоения курса "информатика" важные фрагменты математических основ информатики, относящиеся к базовому человеческому знанию, осваиваются учащимися в наглядной графической и телесной форме. математические основы информатики во мно-гих отношениях являются естественным Полем формирования общеучебных навыков и развития общих мыслительно-коммуникативных сПособностей ребенка. важность теоре-тической информатики как науки выходит за рамки изучения комПьютеров: учащиеся ос-ваивают ряд фундаментальных Понятий, лежащих в основе информационной культуры, необязательно связанных с комПьютером.

в основу Построения теоретического курса Положен ряд ПринциПов:

O ясные Правила игры, одинаково Понимаемые учителем и учеником;

O графические и телесные объекты учебной деятельности;

O введение всего сПектра основных Понятий современной комПьютерной математики на материале наглядных Примеров, а не в виде формальных оПределений для заучива-ния;

O человеческие языки как основная область реальных Приложений математических конструкций.

курс "информатика" для начальной школы интегрирует теоретическую информа-тику, социальную информатику и информационные технологии, дает учащимся навыки исПользования комПьютера и другие информационно-технологические навыки, которые могут (и должны) немедленно исПользоваться учащимися При изучении различных Пред-метов.

Программа курса соответствует "обязательному минимуму содержания обучения образовательной области "информатик для средних общеобразовательных учреждений", разработанному а. а. кузнецовым, а. л. семеновым и а. ю. уваровым, и рекомендаци-ям юнеско-ифиП "информатика в начальном образовании".

курс  рассчитан на обучение в начальной школе в объеме 34-68 часов в год. курс необязательно связан с комПьютером, его можно изучать, даже если в школе нет ни одно-го комПьютера. однако интеграция в курс изучения информационных технологий дает учащимся навыки исПользования комПьютера и другие информационно-технологические навыки и информационно-социальные знания, которые могут (и должны) немедленно Применяться учащимися При изучении различных Предметов. разделы теоретической ин-форматики ПредПочтительно интегрировать с изучением математики. одной из важных составляющих Программы являются интегративные Проекты, в ходе которых Происходит изучение и активное усвоение материалов курса.

в комПлект учебных материалов для каждого класса входят учебник, включающий систему уПражнений

 

 

«клавиатор» - тренажер машиноПиси и орфографии, разработан для создания уро-ков клавиатурного тренажера и тренировки ПравоПисания в Процессе рбучения учащихся слеПому десятиПальцевому методу Печати.

 

«Перволого» - интегрированная творческая среда, Предназначенная для Примене-ния в дошкольном и начальном образовании. Программа уПравляется с Помощью Просто-го графического меню, Причем смысл Почти всех действий более или менее очевидно оПи-сывается соответствующей Пиктограммой, ПоЭтому работать с ней могут  и не читающие дети. заПуская Программу, ребенок открывает комПьютерный альбом,  в котором может рисовать картинки, создавать музыку и мультфильмы, уПравлять исПолнителяит-череПашками.

«Перволого 2.0.» обладает всеми мультимедийными  и интернет-возможностями своего «старшего» брата – Программы «логомиры 2.0.». в частности, возможно оПубли-ковать Проект в сети интернет, установив «Web-Плейер». в Программу входят: графиче-ский редактор, музыкальный редактор, до сотни череПашек, 64 Полноцветных формы для них и т.д.

Программные Продукты клавиатор и лого в интернет  (демо-версии) http://WWW.Int-eDu.ru

 

 

в области теоретической информатики учащиеся должны:

O иметь Представление об имени объекта и его значении;

O исПользовать и строить цеПочки (конечные Последовательности), деревья и таблицы По их оПисаниям. исПользовать и строить деревья (сПиски) для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, оПисания Предков и Потомков;

O иметь Представление об исПолнителях, уметь строить для них Простейшие Программы;

O иметь Представление о Построении выигрышных стратегий в играх с Полной информацией;

O иметь Представление о вероятности и случайности на игровых Примерах;

O иметь Первоначальное Представление о материальных и информационных моделях, иметь оПыт Построения материальных (из конструкторов) и информационных (с Помощью комПьютерной среды) моделей объектов и Процессов окружающей действи-тельности.

в области информационных технологий и средств информатизации учащиеся должны, исПользуя средства информационных и коммуникационных технологий (икт) в различных сферах образовательного Процесса:

O соблюдать требования безоПасности, гигиены и Эргономики в работе со средствами икт;

O уметь Пользоваться на начальном уровне стандартным графическим интер-фейсом комПьютера;

O уметь Пользоваться тиПовым оборудованием икт (сканер, цифровая камера, магнитофон, Принтер, мультимедийный Проектор) При Помощи учителя;

O вводить с клавиатуры текст на родном языке вслеПую; искать и находить информационные объекты в Предложенных учителем массивах текстовой, визуальной и звуковой информации, накоПленной в книгах и атласах, словарях и сПравочниках; уметь искать сведения, Пользуясь информационными ресурсами библиотек, интернета;

O наблюдать, регистрировать, фиксировать, измерять и оПисывать любые Под-дающиеся Этому объекты и Процессы Под неПосредственным руководством учителя;

O неПосредственно восПринимать, интерПретировать (в том числе в действи-ях), отбирать и оценивать информационные объекты, Прежде всего отражающие ближай-шее окружение детей, и выявлять Простейшие связи между ними, их внутреннюю струк-туру;

O самостоятельно Проверять соответствие результата выПолнения задачи По-ставленному условию;

O строить информационные и материальные объекты По инструкции и собст-венному замыслу;

O исПользовать современные средства личной коммуникации от заПисок и Эс-кизных рисунков до оПеративного Пользования телефоном и выстуПления с докладом, Поддержанным Экранной демонстрацией изображений и текстовых тезисов;

O уПравлять Путем задания команд и их Простейших комбинаций Поведением Экранных и вещественных Подвижных объектов. составлять Простейшие Программы уПравления ими;

O участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности, Пони-мать и строго соблюдать установленные Правила игры;

O иметь начальные навыки владения стандартными массовыми средствами ра-боты с информационными объектами (текст/ гиПертекст, звук, фотография, рисунок, чер-теж, видеозаПись, мультиПликация), создавать и редактировать их с Помощью стандарт-ных средств икт;

O уметь исПользовать информационные технологии, в том числе мультимедиа-Проектор, При Подготовке и Проведении выстуПлений;

O знать об особенностях восПриятия и обработки информации человеком, уметь Пользоваться Простейшими технологиями человеческого Понимания и заПоминания информации;

O знать и уметь исПользовать Правила защиты информации от возможного Проникновения вирусов.

в области социальной информатики учащиеся должны иметь Представление о:

O роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации;

O Этических и моральных нормах работы с информационными объектами;

O необходимости самоограничения человека, живущего в условиях избытка информации.

учащимися осваиваются базовые нормы и Правила, формируются Полезные При-вычки и Правильное отношение к асоциальным действиям, относящимся к информацион-ным объектам и Процессам (своим и чужим).

 

 

 

расПределение часов, особенно на разделы: информационные технологии и соци-альная информатика, - носит Приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами икт и стеПени интегрированности учебного Про-цесса. на Проектную деятельность могут быть исПользованы как часы информатики, так и часы других Предметов. информационные технологии изучаются в рамках Проектной и другой учебной деятельности в различных Предметах начальной школы. При выделении на курс информатики одного часа в неделю в кабинете информационных технологий не-обходимо Проводить уроки, сочетая комПьютерные занятия информационными техноло-гиями с занятиями теоретической информатикой так, чтобы время работы с комПьютером не Превышало санитарные нормы.

 

2 класс

 

теоретическая информатика (34 ч) Правила игры. Правила работы с учебником, Правила решения задач и Пр. - 1 ч

объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры, области картинки. свойства бу-син - цвет, форма. одинаковость объектов. - 4 ч

 

цеПочки (Последовательности) - работа с цеПочками бусин, фигурок, букв и цифр, Порядок объектов в Последовательности. одинаковые цеПочки. - 3 ч

Построение объекта По заданным свойствам. достраивание разных объектов до одинаковых. выделение объекта По свойствам или образцу. выделение Пары объектов По заданным свойствам. выделение груППы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством, Понятия все, каждый. - 5 ч

 

утверждения, истинность, ложность, неоПределенность утверждений в данной си-туации. Построение объекта, для которого заданные утверждения имеют заданные значе-ния, - истина или ложь. выделение Подмножества объектов, удовлетворяющих одновре-менно двум свойствам. утверждения, которые не имеют смысла. - 6 ч

 

начала классификации. Подсчет областей картинки (начала тоПологии). - 2 ч

алфавитная цеПочка, алфавитный Порядок. имена. частичный Порядок. лексико-графический (словарный) Порядок. работа со словарем.- 6 ч

 

мешок объектов (мультимножество). одинаковость мешков. мешок бусин цеПоч-ки. таблица для мешка. - 4 ч

Проект "одинаковые фигурки, или разделяй и властвуй" - сортировка объектов По нескольким Признакам, разделение задачи на Подзадачи. - 1 ч

 

Проект "знакомство с русским текстом". - 2 ч

 

информационные технологии (30 ч)

обращение с комПьютером. техника безоПасности, гигиена. - 1 ч

навыки именования файлов, Поиска, открытия. организация рабочего Пространства (комПьютерный стол и обычная Парта). заПуск Приложений. Простейшие оПерации с ин-формационными объектами. - 6 ч

оПыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук, Простейшая ги-Перструктура). оПыт фиксации (заПиси) информационных объектов, конструирования ин-формационных (виртуальных и материальных) объектов. - 8 ч

Простейшие оПерации с информационными объектами. оПыт создания информа-ционных объектов (рисунок, текст, звук). оПыт фиксации (заПиси) информационных объ-ектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. - 10 ч

слеПой клавиатурный ввод (от 10 до 15 часов в случае интеграции с уроками рус-ского языка).

информационная культура (материал изучается в рамках интеграции с другими Предметами) (4 ч)

информационные технологии в окружающем мире (телефон, сПравочники).

словари.

формирование начальных навыков исПользования в своих наПисанных и Произне-сенных текстах мыслей других людей. ссылки При цитировании.

Проекты сПисок Проектов и время на его реализацию могут варьироваться в зави-симости от технических возможностей школы. рекомендуемое время на работу над каж-дым Проектом 2-4 ч.

1. Проект "мое имя".

2. Проект "моя семья".

3. Проект "мои друзья. заПисная книжка".

4. Проект "я сам".

5. Проект "наша сказка".

6. Проект "наш класс", "наш микрорайон".

 

 

краткое оПисание материала 3 и 4 классов

 

теоретическая информатика

буквы и знаки в русском тексте - ПроПисные и строчные буквы, знаки ПреПинания. алфавитный Порядок слов. Поиск заданного слова в словаре. индуктивные Построения цеПочек - восстановление/Построение цеПочки По индуктивному оПисанию.

исПолнитель, система команд исПолнителя, линейные Программы, цеПочка выПол-нения команд исПолнителя.

конструкции "Повтори", "если-то", "если-то-иначе", условие.

оПерации на цеПочках - цеПочки цеПочек, слияние нескольких цеПочек в одну. сПособы сортировки. сортировка слиянием.

деревья. Пути в дереве. все Пути дерева. исПользование деревьев для решения за-дач. следование в дереве.

Перебор вариантов По дереву.

игры, Правила игры, дерево игры, Поиск стратегии выигрыша с исПользованием дерева возможных игровых Позиций.

цеПочка мешков, раскрытие цеПочки мешков.

информационные технологии

создание гиПертекстовых мультимедиа-сочинений. демонстрация мультимедиа-сочинения.

работа с Простейшими исПолнителями. Позиции исПолнителя, дерево возможных Позиций.

создание гиПермедиа-сочинений. Подготовка веб страницы на основе гиПермедиа-сочинения.

работа в интернете, Поиск информации, создание собственной библиотеке ссылок на интересные ресурсы в интернете.

Подготовка гиПермедиа Поддержки выстуПления. Проведение выстуПления с оПо-рой на самостоятельно созданную гиПермедиа-Поддержку.

работа с Простейшими исПолнителями. исПользование конструкций "Повтори", "если-то", "если-то-иначе".

социальная информатика (материал изучается в рамках интеграции с другими Предметами)

информационные технологии в окружающем мире.

информационная безоПасность. комПьютерные вирусы и борьба с возможностью их Проникновения.

информационные ресурсы общества. Правовые и Этические нормы информацион-ной деятельности.

Проекты

история моей семьи (генеалогическое дерево).

ты - организатор соревнования (дерево и таблица турнира).

играем в шерлока холмса (Процедура Поиска одинаковых мультимножеств).

сортировка слиянием.

наш город.

я научился, мы научились.

Поиск (нахождение неизвестного методом Последовательного Приближения).

играем и выигрываем (стратегия выигрыша в детерминированных играх).

мой интернет.

наша страна.

Пмк роботландия – «классика» информатики

1.7.1. история роботландии

день рождения ПредПриятия «роботландия» — 31 января 1991 года. однако работы По созданию курса информатики для младших школьников груППа сотрудников будущей роботландии начала 3 сентября 1986 года в недрах лаборатории школьной информатики института Программных систем академии наук ссср (WWW.bOtIk.ru/psI).

лабораторией руководил Первин юрий абрамович. в рамках лаборатории работа-ло несколько груПП, среди которых была груППа, возглавляемая а.а.дувановым. она на-зывалась «языковые Приложения школьной информатики». Эта груППа и стала центром будущей роботландии.

Первая версия системы была готова уже к лету 1987 года, и на ее базе заработала одна из кафедр детского комПьютерного лагеря, который традиционно Проводил институт Программных систем. Это было самое начало, Первый шаг.

усПех роботландии в большой стеПени оПределился тем, что курс рождался на ре-альных школьных уроках, а не в стенах академической лаборатории. даже рабочие места сотрудников расПолагались в школьном комПьютерном классе. то, что вечером обсужда-лось разработчиками, на следующей день оПробовалось с детьми в классе и корректирова-лось По ходу дела. обсуждались и уточнялись как общие методические линии, так и кон-кретные комПьютерные Программы, оттачивалась их функциональность, тщательно Про-думывался интерфейс и дизайн.

в итоге Получился курс, который востребован и По сей день, несмотря на множест-во клонов, возникших затем в других коллективах.

в состав основной груППы разработчиков входили:

• м.а.гольцман

• н.б.дроздов ( DrOZDOV@ZemcOm.bOtIk.ru)

• а.а.дуванов ( kurs@rObOtlanD.bOtIk.ru)

• я.н.зайдельман ( yZ@yZ.bOtIk.ru)

• ю.а.Первин ( perVIn@rObOt.bOtIk.ru, личная страничка)

• а.а.русс (художник)

отдельные исследования и работы выПолняли: ю.ю.руПасов, р.а.сулейманов (ruFat@musIc.bOtIk.ru), с.в.дементьев, и.г.лилитко (Ira@baby.bOtIk.ru), в.ф.забавина, а.в.голубев (gOluba@Ohm.bOtIk.ru), Э.н.ермаков (lbyjpFDh@maIl.ru).

сейчас ПредПриятие «роботландия» существует как негосударственное образова-тельное учреждение доПолнительного образования детей и Педагогов «роботландия+». основная форма деятельности — роботландский университет.

 

1.7.2. основные характеристики ( информация взята с официального сайта)

курс информатики для младших школьников. Программно-методический комПлекс (Пмк) ориентирован на работу детей Под руководством учителя и состоит из:

• книги для школьника

• методического Пособия для учителя

• набора уПражнений и лабораторных работ

• комПьютерных Программ

• инструкций По работе с Программами

курс рассчитан на два года обучения При двух часах занятий в неделю.

книги Поставляются в виде оригинал-макетов в формате WInWOrD 6.  Программный Пакет курса работает на любых pc-совместимых комПьютерах, даже на Xt с 640 килобайтами оПеративной Памяти. для установки на винчестере требуется 8 мб. адаПтер монитора — ega и выше, но есть версии для cga и моно-ega.

 

1.7.3. достоинства и недостатки роботландии

 

курс объединяет общий интерфейс, хорошо Продуманное единство образователь-ных целей, содержания и Предлагаемой методики Проведения занятий. учителю Предлагается методика «многослойного» урока, в котором ПереПлетаются несколь-ко «генеральных» линий курса:

• мировоззренческая, наПравленная на формирование оПерационного стиля мышления, необходимого в информационном обществе, в том числе и для Эф-фективного исПользования возможностей комПьютеров При решении разнооб-разных задач;

• инструментальная, ПредПолагающая овладение комПьютерными технологиями для обработки информации разных видов и основными техническими Приема-ми взаимодействия с комПьютером;

• алгоритмическая, ориентированная на развитие умения Представлять сложное действие – достижение заданной цели При Помощи фиксированного набора средств – в виде организованной совокуПности Простых действий;

• исследовательская, Призванная организовать общение с комПьютером таким образом, чтобы ученик Последовательно наращивал умение работать самостоя-тельно и творчески.

 

можно отметить следующие Положительные моменты:

• дети очень быстро усваивают Приемы работы с Элементами интерфейса. Это Позволяет Экономить время на уроке, Поскольку нет необходимости каждый раз заново объяснять интерфейс Программ

• исПользование на уроке отдельного исПолнителя Позволяет уложиться в рамки возрастных санитарных норм  работы с комПьютером, что очень важно в на-чальной школе

• исследование возможностей каждого нового исПолнителя Превращается в ув-лекательную игру и  в итоге Повышается мотивация к обучению

 

благодаря «модульности» за длительную историю своего существования ком-Плекс оброс множеством ПоПыток Приложить исПолнителей к другим «безмашин-ным» курсам и методикам ПреПодавания информатики.

недостатком большинство считает «досовский» интерфейс.

 

 

развивающая информатика е.н. челак, н.к. коноПатовой.

 

состав учебно-методического комПлекта, авторские цели ПреПодавания информатики в начальной школе: формирование сложных абстрактных базовых Понятий информатики, как необходимый ЭтаП создания информационной картины мира, формирование Представлений о комПьюте-ре, развитие интеллектуальных сПособностей; изучаемые Понятия; базовые умения; Про-граммная Поддержка.

 

«Первые шаги в мире информатики» с.н. тур.

 

состав учебно-методического комПлекта, авторские цели ПреПодавания информатики в начальной школе: формирование  и развитие логического мышления, Пространственного воображения, рас-ширение кругозора и др.; изучаемые Понятия; базовые умения; Программная Поддержка.

 

Пмк «Путешествие в страну букварию»

авторы: зарецкий д.в., зарецкая з.а..

 

 

состоит из двух частей: «обучение грамоте», «творческая работа со словом»

система  является открытой – учителю дается возможность не только Применять вариативную методику, но и корректировать наПолнение заданий. для 1 класса. исПоль-зоваться может в курсе «информационная культура»

 

 

Пмк «радуга  в комПьютере»

 

комПлекс включает в себя около 80 Программных модулей – учебных игр, а также «конструктор уроков» - Программу, Позволяющую учителю выбрать Подмножество моду-лей для исПользования на конкретном уроке и задать режим их вызова учащимися.

http://raDuga.realOre.cOm/InDeX.php - официальный сайт «радуга в комПьютере»

варченко в.и. Пмк «радуга в комПьютере» - технология игрового обучения в на-чальной школе // инфо №3, 2001

 

Пермская версия  «тризиформатика» (информация – системы – изо-бретения)

 

автор - м.а.Плаксин

газета информатика , 2002, № 44, 46

инфо!!!

 

 

данный курс является Продолжением курса начальных классов, основывается на тех же умк, которые уже знакомы  учащимся. Это может быть:

 

ПроПедевтический курс информатики н.в. макаровой. язык 2.1 лого. логомиры (lOgOWrIter)

(авторы: н.в. макарова, г.с. николайчук, ю.ф. титова, и.в. симонова)

состав учебно-методического комПлекта, авторские цели ПреПодавания информа-тики в начальной школе: курс комПьютерных информационных технологий;  изучаемые Понятия; базовые умения. логомиры. язык лого.

 

2.2 роботландия. в данном комПлекте внимание уделяется  "исПолнители кукарача"

 

2.3 курс а.л. семенова, т.а. рудченко, о.в. щегловой не только сменил авторов (теПерь Это с. к. ландо, а. л. семенов) но и название - алгоритмика:

 

2.3.1. Пояснительная заПиска

курс “алгоритмика” рассчитан на обучение в течение одного года учеников Пято-го, шестого или седьмого класса средней общеобразовательной школы. здесь Приводится Примерная Программа курса для бескомПьютерного варианта обучения. Программа рас-считана на Проведение еженедельно одного урока Продолжительностью один академиче-ский час.

При наличии достуПа к комПьютерам, на которых установлена система Программ-ной Поддержки курса “алгоритмика”, целесообразно увеличить нагрузку за счет введения доПолнительно одного академического часа комПьютерных занятий раз в две недели. При Этом не следует стремиться к увеличению объема изучаемого материала, сделав уПор на отработке знаний и навыков составления алгоритмов, Полученных на бескомПьютерных занятиях.

курс “алгоритмика” рассматривается авторами как часть курса математики. ос-новная цель курса — формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под сПособностью алгоритмически мыслить Понимается умение решать задачи различно-го Происхождения, требующие составления Плана действий для достижения желаемого результата.

алгоритмическое мышление, наряду с алгебраическим и геометрическим, является необходимой частью научного взгляда на мир. в то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, Полезные и в более широком контексте, наПример, в рамках так называемого бытового сознания. к таким относится, наПример, разбиение задачи на Подзадачи. о таком асПекте алгоритмического мышления когда-то много Писал андреи Петрович ершов.

для обучения алгоритмике школьнику нужно только умение выПолнять арифмети-ческие оПерации над целыми числами. комбинаторные объекты легко овеществляются, с ними можно работать руками, а доказательства Производить методом Полного Перебора. обучение может Происходить При активном исПользовании игр, театрализации задач.

возможность работы с комПьютером Повышает интерес школьника, а значит, и Эффектив-ность его работы.

обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на Понятии исПолнителя. Это Понятие в Последние годы вошло в обиход ПреПодавателей информати-ки, и большинство курсов основано именно на таком Подходе. исПолнителя можно Пред-ставлять себе роботом, снабженным набором кноПок. каждая кноПка соответствует одно-му действию (может быть, довольно сложному), которые робот сПособен совершить. на-жатие кноПки вызывает соответствующее действие робота.

робот действует в оПределенной среде. чтобы оПисать исПолнителя, нужно задать среду, в которой он действует, и действия, которые он совершает При нажатии каждой из кноПок.

основой для введения исПолнителей служат задачи. исПолнители, исПользуемые в курсе, в значительной стеПени традиционны. исключение составляет введенный а.к. звонкиным исПолнитель директор строительства. Это одна из Первых ПоПыток По-знакомить учащихся с Понятием Параллельного Программирования. знакомство Происхо-дит на совсем Простом и в то же время очень содержательном материале строительных кубиков. единожды введенные исПолнители в дальнейшем активно исПользуются на Про-тяжении всего курса.

общая схема Подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от При-мера к Понятию. Подача материала доПускает шесть форм-стадий:

- маниПуляция с физическими Предметами;

? театрализация:

? маниПуляция с объектами на Экране комПьютера;

? командный режим уПравления Экранными объектами;

? уПравление Экранными объектами с Помощью линейных Программ;

? Продвинутое Программирование с исПользованием Процедур и других универсаль-ных конструкций.

 

2.3.2.содержание обучения. тематическое Планирование

1. знакомство с Понятием исПолнителя (2 ч)

волк, коза и каПуста. игра в исПолнителя крестьянин. знакомство с водолеем. син-таксис. удвоитель. соревнование на составление самой короткой Программы. кузнечик. отказ. таблица состояний.

2. Процедуры и конструкции (2 ч)

Процедуры. составление новых команд для кузнечика. конструкция Повторения (цикл). исПользование конструкции Повторения При работе с кузнечиком и удвоителем. синтаксис.

3. Эффективность и сложность (I ч)

Примеры Построения Эффективных алгоритмов. раздвоитель

4. условия (4 ч)

исПользование условий. значения истинности. блок-схемы. улучшенный раздвои-тель. конструкция Повторения Пока-делать. наПисание Программ с исПользованием Процедур, циклов и условий.

контрольная работа.

5. Программирование робота (7 ч)

знакомство с роботом. Программирование робота с Помощью конструкции Повторе-ния. стены и условия. обратная связь. логические оПерации и составные условия. замена вложенных условных конструкций составными условиями. исПользование составных ус-ловий При Программировании раздвоителя. сложные Программы дли робота.

контрольная работа.

6. координаты, расстояния и углы на Плоскости Элементы графического Про-граммирования (8 ч)

координаты на Плоскости. арифметические выражения. исПользование циклов и Процедур При работе с чертежником. геометрические Преобразования и изменение Про-грамм. черчение криволинейных фигур.

контрольная работа.

знакомство с череПахой. расстояния и углы. рисование Правильных многоугольни-ков. рисование узоров с Помощью циклов и Процедур. рисование криволинейных фигур. геометрические Преобразования и изменение Программ При работе с череПахой.

самостоятельная работа.

8. Эффективность и невозможность (5 ч)

ханойские башни. игра с башнями в 2, 3, 4 кольца. составление таблицы рекордов. Поиск закономерностей. обсуждение Эффективного алгоритма в ханойских башнях и до-казательства его Эффективности. заПись Эффективного алгоритма в различных системах команд. невозможность и ее доказательство. Повторение.

контрольная работа.

9. введение в Параллельное Программирование (4 ч)

директор строительства. Поиск Эффективных алгоритмов. доказательства невоз-можности. обсуждение универсального алгоритма. строительство на неровной Поверхно-сти.

контрольная работа.

10о введение в рекурсию (1 ч)

Первые Примеры. Построение рекурсивных алгоритмов.

 

2.3.3.требования к знаниям и умениям учащихся

учащиеся должны знать и уметь исПользовать основные Понятия, вводимые в учеб-нике “алгоритмика, 5—7”, в том числе: исПолнитель, среда исПолнителя, конструкции, команды исПолнителя, состояние исПолнителя, алгоритм, Простой цикл, ветвление, слож-ный цикл, условия, истинность условий, логические оПерации, Эффективность и слож-ность алгоритма, координаты на Плоскости, Преобразование Программ, Параллельное Про-граммирование.

учащиеся должны уметь решать Простые задачи из всех разделов Первых двух глав (главы а и б) задачника “алгоритмика, 5—7”, в том числе: составлять линейные алгорит-мы; составлять новые команды с Помощью Процедур; оПределять значение истинности Простых и сложных условий; исПользовать циклы и ветвления; сравнивать Эффективность различных алгоритмов; владеть Элементами доказательности Эффективности и невозмож-ности Предложенных решений; Преобразовывать Программы в соответствии с Преобразо-ванием исходных данных; владеть Элементами Параллельного Программирования.

 

2.3.4. литература

1. алгоритмика. 5—7 кл.: учебник и задачник для общеобразоват. учеб. заведение/а. к. звонкий, а г. кулаков, с. к.лавдо, а л. семенов, а. X. шень.— м“:дрофа, 1996, 1997.

2. алгоритмика. 5—7 кл.: методические рекомендации для учителя: решение за-дач.— м.: дрофа, 1997.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz